Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Бенефициарный владелец в некоммерческой организации

Бенефициарный владелец в некоммерческой организации

В каких организациях необходимо осуществлять учет бенефициарных собственников


Учитывать бенефициарных владельцев обязаны предприятия, не относящиеся к числу:

  1. выпускающих на публичные торги свои акции;
  2. международных;
  3. иностранных эмитентов ценных бумаг, реализующихся через зарубежные биржи;
  4. муниципальных и в равной степени – государственных;
  5. заграничных субъектов без статуса юридического лица, при условии, что у них отсутствует должность директора и не предусмотрено наличие бенефициаров как таковых.

Об этом, в частности, говорится в ранее упомянутом 115-м Федеральном законе. Все прочие коммерческие организации должны принимать необходимые меры для сбора и фиксации сведений, касающихся их бенефициаров.

Обновлять записи надлежит ежегодно, а ранее полученные сведения сберегают на протяжении следующих 5 лет.

«Бенефициарный владелец» и «контролирующее лицо» КИК

Установленные российским законодательством определения «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT и «контролирующего лица» для целей налогообложения контролируемых иностранных компаниях (КИК) не совпадают, однако часто употребляются как синонимы, когда речь идёт о налоговых обязанностях российских бенефициаров офшорных компаний. Различия состоят в следующем: Во-первых, такая характеристика, как «контролирующее лицо» используется в РФ только в отношении иностранных компаний и структур для целей налогообложения по правилам КИК.

Тогда как понятие «бенефициарного владельца» для целей AML/CFT применимо к любым – и российским, и иностранным компаниям. Во-вторых, основание для признания иностранной компании «контролируемой» привязано к стране налогового резидентства контролирующего лица (то есть, если такое лицо – налоговый резидент РФ, то данная иностранная компания – «контролируемая»).

Для целей AML/CFT фактор налогового резидентства значения не имеет.

В-третьих, согласно НК РФ «контролирующим лицом» может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Это, впрочем, не освобождает физических лиц – налоговых резидентов РФ, которые косвенно (т.е. через российских юридических лиц) контролируют иностранные компании, декларировать своё участие и контроль над ними в налоговые органы РФ.

В-четвертых, в случае, если более половины участников иностранной компании являются налоговыми резидентами РФ, процентная «планка» участия лица в капитале компании, превышение которой влечёт признание лица «контролирующим», становится ниже – и составляет уже не 25%, а всего 10% (подпункт 2 пункта 3 статьи 25.13 НК РФ). На практике (с поправкой на вышеуказанные особенности) «контролирующее лицо» и «бенефициарный владелец» иностранной компании часто совпадают в одном лице.

Поэтому в публикациях СМИ, посвящённых деофшоризации и налогообложению КИК, о «бенефициарах» говорят, имея в виду именно «контролирующих лиц».

Транскрипт

1 Оглавление Бенефициарный владелец некоммерческой организации Особенности удержания и уплаты НДФЛ с натурального дохода, полученного в некоммерческой организации. 4 2 Бенефициарный владелец некоммерческой организации.

23 июня 2016 года Президент РФ подписал Федеральный Закон 215-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступит в силу 21 декабря 2016 года.

В Федеральный закон

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

вводится новая статья 6.1, устанавливающая обязанности всех без исключения юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.

При этом под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. Исходя из вышеуказанного определения, новая норма относится скорее к коммерческим организациям, поскольку термин «бенефициарный владелец» слабо применим к некоммерческим организациям ввиду специфики их деятельности и ненаправленности их деятельности на извлечение прибыли. В соответствии с предлагаемыми изменениями, юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев определенных законом сведений.

Юридическое лицо обязано: 1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию; 2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации.

Имеющуюся документальную информацию о своих бенефициарных владельцах юридические лица обязаны представлять по запросу Росфинмониторинга, налоговых и иных органов.

Также данная информация может раскрываться в предусмотренной законом отчетности, что не будет являться нарушением законодательства о персональных данных. Порядок и сроки представления информации должны быть определены Правительством РФ. За невыполнение обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах предусматривается административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (новая статья КоАП РФ).

Неизвестно, каким образом будет складываться правоприменительная практика, и выпустит ли Правительство к 21 декабря разъяснения, каким образом определять бенефициарных владельцев некоммерческим организациям. На сегодняшний день единственное разъяснение, кто признается бенефициарным владельцем, если установить его не удается, содержится в Письме Центрального Банка Российской Федерации от 28 января 2014 г.

14-Т. Оно предназначено для банков, но, если не будет иных разъяснений, вероятно, и некоммерческим организациям целесообразно будет воспользоваться им. В письме указывается, что в случае невозможности выявления бенефициарного владельца 3 юридического лица, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган организации, то есть лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации.

При принятии решения о признании бенефициарным владельцем руководителя организации необходимо, согласно Письму, зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления фактического бенефициарного владельца.

4 Особенности удержания и уплаты НДФЛ с натурального дохода, полученного в некоммерческой организации 1. Что такое «натуральный доход»? Доходы физическим лицом могут быть получены не только в денежной, но и в натуральной форме.

Важным признаком «натурального дохода» является наличие экономической выгоды и личного интереса физического лица в полученных товарах, работах, услугах (что следует из статей 41, 211 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ). К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся (пункт 2 статьи 211 НК РФ): — оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика; — полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой; — оплата труда в натуральной форме. Правоприменительная практика Важные разъяснения в понимании «натурального дохода» дал в 2015 году Верховный суд РФ в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

Верховный суд РФ подчеркнул, что при решении вопроса о возникновении натурального дохода необходимо учитывать направленность затрат по оплате за гражданина соответствующих товаров (работ, услуг) или имущественных прав на удовлетворение личных потребностей физического лица либо на достижение целей, преследуемых плательщиком, например, работодателем, для обеспечения необходимых условий труда, повышения эффективности выполнения трудовой функции т.п.
Верховный суд РФ подчеркнул, что при решении вопроса о возникновении натурального дохода необходимо учитывать направленность затрат по оплате за гражданина соответствующих товаров (работ, услуг) или имущественных прав на удовлетворение личных потребностей физического лица либо на достижение целей, преследуемых плательщиком, например, работодателем, для обеспечения необходимых условий труда, повышения эффективности выполнения трудовой функции т.п.

Организацией в качестве работодателя были заключены трудовые договоры с иногородними работниками, по условиям которых работодатель обязался оплачивать проживание привлекаемых к работе граждан в специально арендуемых для них квартирах. Налоговый орган посчитал, что в этом случае арендная плата является натуральным доходом работников, поскольку жилые помещения использовались работниками организации для удовлетворения личных нужд (потребности в жилье). Суд с выводами налогового органа не согласился и указал, что одно лишь то обстоятельство, что в результате предоставления гражданину оплаченных за него благ в определенной мере удовлетворяются личные потребности физического лица, не является достаточным для вывода о возникновении дохода в натуральной форме, облагаемого налогом.

В данном случае договоры аренды жилых помещений заключались по инициативе работодателя в целях осуществления хозяйственной деятельности, а именно, в связи с открытием филиала, расположенного в другом городе и необходимостью привлечения к труду в филиале иногородних работников, имеющих особый опыт и квалификацию, которые в отсутствие такой необходимости самостоятельно не изменили бы место жительства (пребывания). Таким образом, затраты на аренду жилья для работников производились организацией прежде всего в своих интересах, что свидетельствует об отсутствии преобладающего интереса физических лиц и, соответственно, об отсутствии 5 личного дохода, подлежащего налогообложению на основании подпунктов 1-2 пункта 2 статьи 211 НК РФ. (Из пункта 3 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утв.

Президиумом Верховного Суда РФ ). Оплата организацией товаров (работ, услуг) в интересах физического лица является его натуральным доходом.

Пример. Суммы, полученные работниками от организации в счет возмещения расходов по оплате услуг связи, являются их доходом в натуральной форме в случае отсутствия доказательств производственного характера произведенных ими междугородних телефонных переговоров. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от N Ф /2005(20013-А27-3).

Пример. Руководитель организации привлечен к административной ответственности, и ему назначено наказание в виде штрафа как должностному лицу организации. Штраф за него был уплачен организацией — работодателем.

В этом случае у руководителя как физического лица возникает доход (экономическая выгода) в натуральной форме в размере штрафа, оплаченного за него организацией — работодателем.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от г. N /1660). Полученная в натуральной форме выгода подлежит налогообложению, если она не носит обезличенного характера. Оплата работодателем корпоративных мероприятий и спортивнооздоровительных услуг признается доходом сотрудника-физического лица в натуральной форме.
Оплата работодателем корпоративных мероприятий и спортивнооздоровительных услуг признается доходом сотрудника-физического лица в натуральной форме.

При этом организация обязана вести персонифицированный учет такого дохода, так как полученная в натуральной форме выгода облагается налогом, если можно определить доход каждого гражданина (письма Минфина России от N /6-333, от N /6715 и от N /6-29). Пример. Организацией были приобретены и переданы работникам абонементы на посещение бассейна, тренажерного зала и сауны. Перечень работников, получивших абонементы, прилагался к акту об оказании услуг, составленному между фитнесцентром и организацией.

Суд пришел к выводу, что оплата физкультурнооздоровительных услуг произведена в интересах работников, и является для работников доходом в натуральной форме.

В этом случае налог должен быть удержан, исходя из стоимости абонементов, переданных каждому работнику. (Из пункта 5 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утв.

Президиумом Верховного Суда РФ ). Пример. Участникам праздничного мероприятия было предоставлено питание, концерт.

Поскольку выгода в получении этих благ носила обезличенный характер, персонифицировать получателей благ, и определить доход, полученный каждым участником мероприятия, было не возможно.

Следовательно, в этом случае налог не удерживается.

(Из пункта 5 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утв.

Президиумом Верховного Суда РФ ). 2. Налог с натурального дохода и кто его платит С натурального дохода уплачивается налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в размере стандартной налоговой ставки 13%, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ.

6 Налоговая база по НДФЛ, то есть в данном случае денежная стоимость натурального дохода для исчисления суммы налога, определяется как стоимость этих товаров, работ, услуг (пункт 1 статьи 211 НК РФ). Налогоплательщиком является физическое лицо, получившее натуральный доход.

Удержание и уплату НДФЛ с натурального дохода производит налоговый агент, то есть организация, от которой этот натуральный доход получен. Удержание налога осуществляется за счет любых доходов в денежной форме, которые организация выплачивает физическому лицу. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

В случае, когда физическое лицо получает от организации только натуральный доход и другого дохода, выплаченного ему в денежной форме, нет или его недостаточно для удержания НДФЛ, у организации отсутствует возможность уплатить налог. В такой ситуации организация обязана проинформировать о неудержанной сумме налога налоговый орган по месту своего учета. Письменное сообщение о сумме натурального дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного НДФЛ предоставляется в налоговый орган в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

Сообщение о невозможности удержать налог, предоставляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от N

«Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме»

. О невозможности удержать налог с натурального дохода организация обязана уведомить и налогоплательщика, так как в этом случае обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо, которое получило натуральный доход. Оплатить налог необходимо в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (подпункт 4 пункта 1 статьи 228, пункт 6 статьи 228 НК РФ).

Организация, которая имела возможность удержать налог, но не удержала и (или) не перечислила НДФЛ, будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст.123 НК РФ).

С другой стороны, следует обратить внимание на прямой запрет уплаты НДФЛ налоговым агентом за счет собственных средств (пункт 9 статьи 226 НК РФ).

Кроме этого, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

3. Компенсация расходов участникам мероприятий НКО Этот вопрос выделен в отдельный раздел как часто встречающийся, и по которому допускаются ошибки.

Рассмотрим некоторые примеры из практики некоммерческих организаций. Вопрос 1. Некоммерческая организация в рамках осуществления своей уставной деятельности, проводит семинар (или другое мероприятие) бесплатно для его участников и, кроме этого, оплачивает участникам их расходы по проезду к месту проведения семинара и обратно и проживанию в месте проведения семинара.

Договорных отношений между НКО и участниками семинара нет. Следует ли стоимость этих расходов, произведенных НКО, считать доходом физических лиц- 7 участников семинара, полученных ими в натуральной форме, и облагать НДФЛ? Ответ. Указанные расходы осуществляются НКО в интересах участников семинара.

На организованном НКО семинаре участники обмениваются опытом о деятельности некоммерческих организаций для более эффективного решения вопросов, возникающих в ходе осуществления ими деятельности, а также получают новые знания, умения и навыки, и, следовательно, расходы по проезду и проживанию, произведенные НКО в пользу участников, являются доходом участников, полученным в натуральной форме, в силу пункта 2 статьи 211 НК РФ.

С денежной стоимости натурального дохода уплачивается налог на доходы физических лиц в размере 13% (пункт 1 статьи 211 и пункт 1 статьи 224 НК РФ). Налогоплательщиком является физическое лицо, получившее натуральный доход. Для данной ситуации законом не предусмотрено освобождение натурального дохода от НДФЛ.
Для данной ситуации законом не предусмотрено освобождение натурального дохода от НДФЛ. Учитывая отсутствие договорных отношений и, следовательно, отсутствие какихлибо доходов, выплачиваемых организацией физическому лицу в денежной форме, у НКО отсутствует возможность удержать и уплатить НДФЛ со стоимости расходов по проезду и проживанию.

Оплачивать НДФЛ за счет средств организации не допустимо в силу прямого запрета, предусмотренного пунктом 9 статьи 226 НК РФ.

В этом случае организация обязана предоставить в налоговый орган письменное сообщение о сумме натурального дохода каждого участника семинара, с которого не удержан НДФЛ и о сумме неудержанного налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, и одновременно уведомить об этом участника семинара как налогоплательщика. В свою очередь, участник семинара обязан уплатить НДФЛ в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Фокус с подменой понятий. На практике встречаются ситуации, когда НКО с целью возмещения расходов участникам семинара без уплаты ими НДФЛ, заключают с ними договоры о безвозмездной добровольческой деятельности, лукаво используя возможности, предоставленные пунктом 3.1 статьи 217 НК РФ. Пункт 3.1 статьи 217 НК РФ позволяет возмещать расходы добровольцам именно потому, что они безвозмездно оказывают услуги или выполняют работы в рамках благотворительной деятельности некоммерческой организации.

В данном случае участники семинара не выполняют какие-либо работы/услуги. Следовательно, заключение с участниками семинара договоров как с добровольцами и освобождение их от уплаты НДФЛ с сумм возмещаемых им НКО расходов, то есть с доходов, полученных ими в натуральной форме, надо признать незаконной практикой. 4. Случаи, когда НДФЛ с натурального дохода не уплачивается Все виды доходов физических лиц, не подлежащие налогообложению, перечислены в статье 217 НК РФ.

Укажем некоторые из них, выплачиваемые в натуральной форме и имеющие отношение к некоммерческим организациям.

Итак, от уплаты налога освобождаются следующие виды натурального дохода физических лиц: 4.1.Компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, в пределах норм, установленных законодательством (п.3 ст.217 НК РФ).

Правоприменительная практика 8 Верховный суд РФ в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (пункт 4 ) отметил, что глава 23 НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство. Трудовым кодексом (ТК РФ) выделяются два вида компенсационных выплат: — возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом обязанностей, например, в служебных командировках, при переезде на работу в другую местность (статья 164 ТК РФ), эти выплаты не облагаются НДФЛ; — компенсации, являющиеся частью заработной платы, например, компенсационные выплаты за работу особых в климатических условиях или на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (статья 129 ТК РФ), такие выплаты облагаются НДФЛ. Не облагаются налогом компенсация затрат при исполнении трудовых обязанностей.

Пример. Организация оплачивала работникам проезд на городском транспорте общего пользовании и такси без подтверждающих документов, предусмотрев в положении об оплате труда для ряда работников надбавку за передвижной характер труда. НДФЛ не удерживался и в бюджет не перечислялся.

Суд, рассматривая спор организации с налоговым органом, отметил, что определяющее значение для целей налогообложения имеет не наименование компенсационной выплаты (надбавка, увеличение оклада, льгота и т. п), а характер выплаты, позволяющий отнести ее к числу компенсаций, предусмотренных статьей 164 ТК РФ.

В данном случае спорная надбавка выплачивалась организацией в соответствии со статьей ТК РФ, в силу которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы.

Суд при таких обстоятельствах пришел к выводу, что спорные выплаты по своему характеру являлись компенсационными и не подлежали налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ, несмотря на то, что именовались организацией надбавками к окладу и ошибочно классифицировались в положении об оплате труда в качестве составной части системы оплаты труда.

Некоторые компенсационные выплаты по командировкам признаются доходом работника Пример. Суд признал, что оплата организацией расходов работника в командировке на проезд на такси по городу в пунктах назначения, на оплату питания и прокат автомашин в командировке, не подпадает под перечень пункта 3 статьи 217 НК РФ, и являются доходом работника в натуральной форме, подлежащим налогообложению НДФЛ. Указанные расходы являются дополнительными расходами и компенсируются суточными, выплачиваемому работнику за каждый день нахождения в командировке.

(Постановление ФАС Московского округа от по делу N А / ) 4.2.

Выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров (пункты 3.1, 3.2 статьи 217 НК РФ). Для применения указанной правовой нормы необходимо: — определить какие лица согласно российскому законодательству признаются добровольцами; 9 — заключить гражданско-правовой договор между организацией и добровольцем на безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица; — указать в предмете договора, какие именно услуги или работы будут безвозмездно выполняться добровольцем; — эти безвозмездно оказываемые услуги или работы должны соответствовать целям благотворительной деятельности с учетом перечня таких целей из статьи 2 Федерального закона от г. 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

.

При этом такие цели должны быть предусмотрены в уставе; — предусмотреть в договоре возмещение расходов добровольца, связанных с исполнением договоров, указанных в пункте 3.1 статьи 217 НК РФ; — все расходы добровольца подтвердить документально.

По указанным договорам допускается возмещение следующих расходов без уплаты НДФЛ: — на наем жилого помещения, — на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, — на питание, но не более размера суточных, предусмотренных пунктом 3 статьи 217 НК РФ, а именно: не более 700 рублей в день на территории Российской Федерации и не более рублей в день за границей, — на оплату средств индивидуальной защиты, — на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности. Кроме этого, от налогообложения НДФЛ пунктом 3.2 статьи 217 НК РФ освобождены доходы, полученные добровольцами в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от г. 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

.

(На основе анализа п.3.1 ст.217 НК РФ и писем Минфина России от N /46618, от N /47861) Доходы в натуральной форме, полученные волонтерами в рамках гражданскоправовых договоров (пункт 3.2 статьи 217 НК РФ). При применении данной нормы следует учитывать, что в российском законодательстве понятие волонтер дано в пункте 3.1 статьи 2 Федерального закона от ФЗ

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

.

Волонтерами признаются граждане РФ и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность. От обложения НДФЛ Налоговым кодексом РФ освобождены доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от г.

От обложения НДФЛ Налоговым кодексом РФ освобождены доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от г.

329-ФЗ. 10 4.4. Доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из оснований, перечисленных в пункте 28 статьи 217 НК РФ, за налоговый период, в частности: — стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; ; — стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления; — стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг); — суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов. Некоммерческие организации входе проведения мероприятий, рамках осуществления своей уставной деятельности, проводят конкурсы.

Победителям конкурсов выдаются призы, в том числе и в натуральной форме. В соответствии с абзацем третьим пункта 28 статьи 217 НК РФ стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, не облагается налогом на доходы физических лиц, если она не превышает 4000 рублей за налоговый период.

Если же конкурс проводится не в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, а по собственной инициативе организации, то сумма поощрительных выплат облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, независимо от суммы выплаты.

Если же конкурс проводится не в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, а по собственной инициативе организации, то сумма поощрительных выплат облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, независимо от суммы выплаты. Стоимость призов, полученных победителями конкурса в ходе проведения некоммерческой организацией мероприятия, не относимого к рекламному мероприятию, облагается налогом на доходы физических лиц по общей ставке 13 процентов Выплаты в денежной и натуральной форме в виде благотворительной помощи (пункт 8.2 статьи 217 НК РФ).

Освобождение от НДФЛ сумм выплат в виде благотворительной помощи возможно при выполнении следующих условий: — оплата товара (услуги, работы) за физическое лицо осуществлена зарегистрированной в установленном порядке российской или иностранной благотворительной организацией; — такая оплата признается благотворительной помощью в соответствии с Федеральным законом от г.

135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

. Норма не содержит ограничения о единовременности.

(На основе анализа п.8.2 ст.217 НК РФ и письма Минфина России от /6-192, от /4480 и от N /17104) Благотворительная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, размер которого определяется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, (пункт 26 статьи 217 11 НК РФ).

До года от налогообложения НДФЛ освобождалась благотворительная помощь, оказанная указанным детям только некоммерческими организациями. Согласно действующей редакции пункта 26 статьи 217 НК РФ такая благотворительная помощь освобождается от НДФЛ независимо от источника выплаты Компенсация (оплата) услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций (пункт 9 статьи 217 НК РФ). На основании данной нормы от налогообложения НДФЛ освобождаются, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, предоставляемые за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Санаторно-курортные организации, оказывающие услуги указанным лицам, должны находиться на территории Российской Федерации. В целях применения нормы к таким организациям отнесены санатории, санаториипрофилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебнооздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря Оплата медицинских услуг (пункт 10 статьи 217 НК РФ). От налога на доходы физических лиц освобождаются суммы, уплаченные: — общественными организациями инвалидов за оказание медицинских услуг инвалидам; — религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является содействие охране здоровья граждан; оплата может быть осуществлена за медицинские услуги, оказанные лицам, не состоящим с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках Суммы оплаты за инвалидов организациями и индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов (пункт 22 статьи 217 НК РФ). 12 Перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации предусмотрены иными правовыми нормами, в частности, Федеральным законом от г.

N 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

. Суммы оплаты за инвалидов освобождаются от обложения НДФЛ независимо от того какой организацией или индивидуальным предпринимателем были оплачены расходы указанные в пункте расходы за инвалида Выплаты, произведенные своим членам некоторыми общественными организациями за счет членских взносов (пункт 31 статьи 217 НК РФ): — материальная помощь и другие выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей — выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.

Бенефициарный владелец для целей AML/CFT в России

В России понятие «бенефициарный владелец» используется в основном в контексте «антиотмывочного» законодательстве.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее – Закон № 115-ФЗ) даёт следующее определение:Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.Пример. Единственным участником российского ООО является компания, зарегистрированная на Кипре. 100-процентным акционером указанной кипрской компании является компания, зарегистрированная на Британских Виргинских Островах, 100-процентным акционером которой является гражданин N.

В рассматриваемом случае гражданин N. является бенефициарным владельцем российского ООО.В каких же случаях требуются данные о бенефициарах?1. Во-первых, статья 6.1 Закона № 115-ФЗ обязывает юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать меры по установлению сведений о них, а также регулярно обновлять, документально фиксировать и хранить такую информацию не менее 5 лет.

Данное требование вступило в силу с 21 декабря 2016 года.Cведения, которые юридическое лицо должно установить в отношении бенефициара, включают:

  1. данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  2. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
  3. дату рождения;
  4. гражданство;
  5. реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  6. адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  7. фамилию, имя, отчество (при наличии);

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений о них по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторнга) или налоговых органов.Неисполнение юридическим лицом указанных обязанностей влечет ответственность (статья 14.25.1 КоАП РФ) в виде административного штрафа на должностных лиц от 30 000 до 40 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.2. Во-вторых, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (а именно – банки, брокеры, страховые компании, управляющие компании инвестиционных фондов, риелторы, ломбарды и ряд других), обязаны принимать обоснованные и доступные им меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов.В случае, если в результате принятия указанных мер бенефициарный владелец не был выявлен, таковым может быть признан единоличный исполнительный орган (напр., генеральный директор) клиента.Кроме того, банки (и прочие организации, работающие с денежными средствами) обязаны обновлять информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение 7 рабочих дней, следующих за днём возникновения таких сомнений.Наконец, банки обязаны предоставлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по его запросу имеющуюся у организации информацию о бенефициарных владельцах клиентов в порядке, предусмотренном Положением ЦБ РФ от 20.09.2017 № 600-П.

2.

Кто такие бенефициарные владельцы — определение �

Законодательное определение бенефициарного владельца содержится в Федеральном законе РФ № 115 от 07.08.2001 года.Согласно этого определения:Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое прямо или косвенно имеет преобладающее участие в юридическом лице (более 25 %) и возможность контролировать действия юридического лица.В этом же нормативном акте содержится определение выгодоприобретателя как лица, к выгоде которого происходят действия в отношении денежных средств и имущества, в том числе и на основании соответствующих договоров (агентских, поручительских, доверительного управления, комиссии).

Банковская гарантия: бенефициар и принципал

В кредитовании термин бенефициар применяется в сфере выдачи банковской гарантии. Там фигурирует два лица – бенефициар и принципал. Они являются противоположностями: бенефициар – кредитор, то есть выгодополучатель, а принципал – заемщик.

За неисполнение обязательств со стороны принципала, на себя обязательства берет третья сторона – банк-гарант принципала. То есть, между принципалов и бенефициаром заключается контракт на предоставления кредита принципалу. Он обращается в свой банк, с просьбой выдать ему гарантию, в отношении выданного кредита.

И если кредитная организация решает удовлетворить эту просьбу, то этот банк принимает на себя обязательство погасить задолженность и проценты своего клиента, если он будет не в состоянии уплатить эту сумму.

При этом существует и четырехсторонняя форма сделки, при которой, банк принципала предоставляет свою гарантию кредитной организации бенефициара которая, в свою очередь, предоставляет своему клиенту гарантию от своего имени. Наличие посредника увеличивает стоимость гарантии, но при этом и повышает надежность всей операции, потому что теперь существует два банка, которые имеют прямые или косвенные обязательства перед бенефициаром. Именно благодаря этому, риск неуплаты снижается до минимума.

Банковская гарантия заключается для:

  1. Исполнения работ по государственным и коммерческим контрактам;
  2. Гарантированного исполнения обязательств;
  3. Перемещения товара через таможню.
  4. Осуществления платежей в конкретных ситуациях;

Но несмотря на то, что номинально, гарантия является банковской, на территории Российской Федерации, по заявлению принципала в роли Гаранта может выступать как юридическое лицо, так и страховая компания. Юридическое лицо берет на себя обязательство, рассчитаться по долгам принципала в случае неуплаты им самим суммы основного долга и процентов бенефициару. Согласно Российскому законодательству, выдача гарантий относится к перечню банковских операций.

Но мировая практика говорит о том, что сужение спектра юридических лиц, которые предоставляют гарантийные услуги может снизить популярность этого инструмента, как обеспечения возвратности кредита. Благодаря чему, операции по которым будет использоваться этот инструмент, как способ диверсификации рисков, значительно упадет, что может привести к увеличению мошенничества как со стороны банков, так и юридических лиц-принципалов. Но при этом, если страховая компания выполнит услугу из перечня банковских, то по закону ей положено взыскание или полный отзыв лицензии.

И это несмотря на то, что вся сущность страховых компаний подразумевает проведение подобных операций.

Ведь именно страховые должны снижать риски неуплаты, путем выставления гарантий (страховки) и последующих выплат, если принципал не выплатил деньги (произошел страховой случай). В таких условиях, банки выступают своеобразными монополистами на предоставление услуги банковской гарантии. Выгода банка-гаранта может составлять от 2 до 10% от суммы, которая должна будет быть уплачена, если клиент не исполнит свои обязательства.

При этом все расходы ложатся на сторону принципала, ведь это ему требуется дополнительное обеспечение, для того, чтобы получить заем или обеспечить свои обязательства перед бенефициаром. То есть бенефициаром в привычном понимании этого слова, в банковской гарантии является сам гарант, ведь это он получает прибыль от заключения договора гарантии. Также бенефициаром можно называть и кредитора, который получает дополнительную гарантию возврата денежных средств — т.

е. дополнительную прибыль.

Кому нужны данные о бенефициарных владельцах

Информация запрашивается для противодействия следующим правонарушениям:

  1. Финансирование террористических структур, преступных группировок.
  2. Неправомерный вывод денег на иностранные счета.
  3. Легализация денег, приобретенных незаконным путем.

Информация может запрашиваться также частными ЮЛ. К примеру, это могут быть финансовые учреждения, предоставляющие кредиты.

Для выдачи займа учреждение запрашивает информацию о бенефициарах. Эти сведения позволяют оценить репутацию фирмы, а также проанализировать риски кредитования. Финансовые компании, в свою очередь, предоставляют соответствующую информацию Росфинмониторингу.

Под финансовыми компаниями понимаются следующие субъекты:

  1. Лизинговые фирмы.
  2. Ломбарды.
  3. Страховые организации.
  4. Кредитные учреждения.
  5. Представители рынка ценных бумаг.

Информация о бенефициарах должна передаваться следующим структурам:

  1. Налоговые структуры.
  2. Федеральные подразделения исполнительной власти.
  3. Уполномоченные органы.
  4. Различные государственные и муниципальные структуры.
  5. Коммерческие фирмы, связанные с государственными структурами.

Если фирмы отказываются предоставить нужные сведения, на них накладывается штраф. Данные о бенефициарном владельце запрашиваются при заключении контрактов, касающихся государственных закупок.

Фирма в ответ на запрос должна отправить документ, включающий в себя информацию о собственниках, в том числе физических лицах, которые считаются учредителями.

Виды некоммерческих организаций: какие варианты предусмотрели в ГК

ГК РФ разделяет юридические лица по цели создания на два типа:

  1. некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).
  2. компании, которые должны приносить доход;

Некоммерческая организация – это юридическое лицо, которое создали не для предпринимательской деятельности.

Такая организация не распределяет прибыль между участниками.

При этом сама компания вправе совершать действия, которые приносят доход, но только для поддержания работоспособности и достижения своей цели.

Возможность получения прибыли необходимо закрепить в уставе (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Помимо ГК РФ, деятельность подобных объединений регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также иные законы.

Права и обязанности бенефициара

Выделяют цепочку собственников, включая бенефициаров для выявления лиц, которые обладают определенными правами и обязанностями.

Со стороны государства они получат защиту, исключительно если зарегистрированы в качестве реальных владельцев бизнеса или его долей. определяются договором. Основные права бенефициара заключаются в следующем:

  1. Распоряжаться долей в компании, где он является соучредителем, включая право продажи, дарения, обмена собственных активов без согласия остальных владельцев фирмы.
  2. Назначать, увольнять, контролировать действия генерального директора.
  3. Получать доход согласно своему участию в общем бизнесе.
  4. Голосовать в принятии решений на собрании учредителей/директоров соразмерно своей доле в бизнесе.

К этому же списку относится возможность назначать номинального владельца компании, представляющего интересы конечного бенефициара внутри фирмы. Но все обязанности на него возложить не получится.

Так, настоящий владелец бизнеса обязан платить налоги со всех прибылей, не перекладывая ответственность на номинальных сотрудников. Перечень обязанностей включает необходимость предоставлять о себе реальные сведения (при запросе от органов власти, банков, иных финансовых учреждений).

А начинается эта повинность с требования о государственной регистрации. Желание оставаться в тени для бенефициара может оказаться чреватым. Подобные нарушения подразумевают наложение административного штрафа до 500 тыс.

руб.

Особенности бенефициарного лица в законодательстве РФ

Хотим отметить, что понятие «бенефициарного собственника» очень похоже на другое понятие, которое присутствует в законодательстве РФ – «контролирующее клиента лицо».

Данный термин можно встретить в законе от 22.04.1996 № 39‑ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Их основное различие состоит в пороге владения долей в уставном капитале.

И так, контролирующее клиента лицо – это физическое лицо, которое может распоряжаться больше, чем 50 процентами голосов в управленческом органе организации. Согласно закону 2002 года, контролирующее лицо солидарно несет субсидиарную ответственность по всем денежным обязательствам должника.

Также следует сказать, что в системе общего права, бенефициар является положительным субъектом, которые имеет различные права. Что касается России, то тут бенефициарный владелец клиента – это личность, которая ведет противозаконную деятельность различными способами.

Более того, в российском законодательстве данный термин употреблен некорректно и в каждом случае суд определяет, является ли лицо бенефициаром или нет исходя исключительно из своей субъективной оценки. В таком случае проигрывает сам бенефициар, поскольку он не может воспользоваться правами контролирующего лица или правами английского бенефициара.

Дело в том, что законодательством правовой статус бенефициарного владельца попросту не определен. Анкета бенефициарного владельца собирается в целях противодействиям незаконным финансовым операциям. Не смотря на это, государство совершенно другие планы озвучивает по этому поводу.

Так, Владимир Путин отсылал Бюджетное послание собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010–2012 годах». В данном послании говорилось о рекомендации законодательно закрепить все механизмы противодействия использованию соглашений об избежание двойного налогообложения для полной минимизации налогов при осуществлении операций с какими-либо иностранными компаниями.

Данные о бенефициарах — кто может запрашивать

Первоочередной интерес сведения о бенефициарных владельцах представляют для уполномоченных структур, которые осуществляют контроль и проверку экономической деятельности физлиц и организаций.

Доступ к этой информации очень важен, так как сведения используются в ряде необходимых превентивных процессов. В их число входят:

  1. препятствие противозаконным выводам денег в зарубежные страны и проч.
  2. предотвращение отмывания денежных средств;
  3. противодействие финансированию терроризма;
  4. выявление налогового мошенничества;

Кроме контролирующих структур данные сведения необходимы кредитным организациям при вынесении решения о кредитовании или отказе в кредитных средствах.

Важно В обязанности банковских и кредитных структур, в которых у компаний открыты счета, входит выявление данных о бенефициарах этих компаний.

Заполняя анкету клиента, клиенты обязаны указывать, в чью пользу они осуществляют деятельность — в собственную или третьих лиц. Далее эта информация будет передана кредитной структурой в органы российского финансового мониторинга.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+