Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Деятельность уполномоченного по правам ребенка примеры из газет

Деятельность уполномоченного по правам ребенка примеры из газет

Деятельность уполномоченного по правам ребенка примеры из газет

Предварительный просмотр:


Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д.М. Карбышева ______________Л.Д. ВодяницкаяПЛАН РАБОТЫШКОЛЬНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГОПО ПРАВАМ РЕБЁНКА на 2016-2017 учебный год

«.как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

. В.А. Сухомлинский Моё педагогическое кредо:

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими и умными — это в нашей власти…»

(Плутарх)Уполномоченный по правам ребенкаПрава ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами.

На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.

Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

  1. оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  2. формирование правовой культуры и правового сознания;
  3. всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  4. совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
  5. формирование правового пространства в образовательном учреждении;
  6. защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;
  7. формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  8. правовое просвещение участников образовательного процесса;
  9. профилактика нарушений прав ребенка;

Школьный уполномоченный содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию Правил школьной жизни и входит в систему взаимоотношений учреждения. В формуле – ученик-учитель – должна быть промежуточная составляющая.

Независимый специалист по разрешению конфликтов – их еще называют омбудсменами или уполномоченными по правам ребенка.Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах. Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной детей, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.Основные цели и задачи Уполномоченного. Цель Уполномоченного – обеспечить ребенку полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.

Основными задачами Уполномоченного являются:- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;- оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;- обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;- обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.2.3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН по правам ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г., российскими и международными документами, защищающие права и интересы ребенка, Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.Уполномоченный принимает меры к охране детей от любого рода насилия, жестокости, эксплуатации, а также о деморализации, отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения.Основы деятельности УполномоченногоДеятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса.

Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.Права и обязанности УполномоченногоУполномоченный действует в пределах компетенции в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:- посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;- проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;- заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;- выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;- действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;- содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых.

Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:- посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;- проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;- заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;- выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;- действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;- содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых.

Уполномоченный обязан:- содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;- вносить предложения и рекомендации (письменные и устные) в административные органы о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;- предлагать меры для разрешения конфликта;- представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;- не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;- осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.В процессе своей деятельности школьный уполномоченный может взаимодействовать:

  1. с педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения;
  2. с Уполномоченным по правам ребенка в Сахалинской области;
  3. с органами самоуправления учреждения;
  4. с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Охи.
  5. с администрацией школы;
  6. с Управлением социальной защиты населения города Охи;
  7. с Управлением образования города Охи;

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:Основные направления работы:

  1. работа с обращениями и жалобами участников образовательного процесса;
  2. работа с учащимися;
  3. правовое просвещение;
  4. работа с педагогическим коллективом;
  5. работа с родителями;

Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательного процесса.№Содержание работыСрокиОтм еткиоб исполнен.ОтветственныеI

  1. 3.

    Декларация прав человека Конвенция о правах ребёнка (информация на стенде).

  2. 2.

    Согласование работы с заместителем директора по ВР, школьным психологом и социальным педагогом.

  3. 1. Информирование учащихся и их родителей о наличии Уполномоченного в школе и специфике его деятельности.

сентябрь-октябрьУполномоченный по правам ребёнка, кл.

руководителиII Содействие в оказании материальной помощи детям из малообеспеченных и неблагополучных семей.по мере необходи-мостиАдминистрация школы, социальный педагог IIIКонтроль за организацией внеучебной деятельности детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей в течение годаЗавуч по УВР, классные руководителиIVРазработка материалов к тематическим родительским собраниям

«Ответственность родителей в российском законодательстве»

в течение годаУполномоченный по правам ребёнкаV1. Правовое просвещение учителей и родителей.2.

Работа с родителями: проведение индивидуальных консультаций по вопросам защиты прав3.

Индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам прав ребенкав течение годаУполномоченный по правам ребёнкаVIРодительские собрания «Защита прав ребенка»октябрь-ноябрьКл.

руководителиVIIМониторинг загруженности учащихся при выполнении домашних заданий в 1-4 классах.Ноябрь-декабрьУполномоченный по правам ребёнка, кл. руководителиVIIIНепрерывное повышение квалификации уполномоченного по правам и освоение новой информации в течениегодаУполномоченный по правам ребёнкаIXПроведение недели правовых знаний:психологического занятия для начальной школы и старшеклассников по теме: «Права человека»; акции «Дети-детям», «Нет – жестокому обращению!», «Счастливое детство»ноябрьУполномоченный по правам ребёнка XМеждународный день инвалидов- организация выставки работ детей-инвалидов — проведение классных часов в классах декабрьУполномоченный по правам ребёнкаXIНеделя психологического здоровьяЯнварьУполномоченный по правам ребёнкаXIIОзнакомление с изменениями в законодательстве в области образования (выступление на МО классных руководителей).мартКл.руководителиУполномоченный по правам ребёнкаXIIIПравовой час «Правила школьной жизни».МартКл. руководители,учителяXIVВоспитательский час «Мои права и обязанности ученика».АпрельКл.руководителиУполномоченный по правам ребёнкаXV1.Отчёт о деятельности Уполномоченного.2.

Работа над перспективным планом деятельности Уполномоченного на новый учебный год.МайАдминистрация школы, уполномоченный по правам ребёнка Мероприятие, темаОтветственныйСентябрь 2016 1Информирование учащихся и их родителей о наличии Уполномоченного в школе и специфике его деятельностиУполномоченный2Ознакомление участников образовательного процесса с правилами школьной жизни: — обновление стенда в фойе; — проведение классных часов.Уполномоченный3

  1. Согласование работы с заместителем директора по ВР и школьным психологом.

Уполномоченный,4Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультации. УполномоченныйОктябрь 20165Мониторинг загруженности учащихся домашним заданиемУполномоченныйПсихолог6Мониторинг соблюдения санитарно- гигиенических требований к организации учебного процессаУполномоченныйМед.сестра7Проведение тематических классных часов в 5-х классах: «Знакомство с Правилами школьной жизни»Уполномоченный 8Воспитательский час «Мои права и обязанности ученика»Уполномоченный, кл. руководители 9Разработка материалов к тематическому родительскому собранию по правилам школьной жизниУполномоченный10Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченныйНоябрь 2016 11Подготовка к Неделе права, обновление стенда УполномоченныйЗам.директора по ВР12День ТолерантностиУполномоченныйПравовая группа13Неделя права: — презентация «Конвенция ООН о правах ребенка» — школьный конкурс рисунков «Я – ребенок, и я… имею право!», акции Все образовательное учреждение14День правовых знаний: «Защита прав ребенка»УполномоченныйПсихолог15Анкетирование учащихся «Комфортно ли тебе учиться в нашей школе?»УполномоченныйКлассные руководители16Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченный Декабрь 2016 17Выступление на общешкольном родительском собрании «Детство должно быть счастливым»Уполномоченный18Единый классный час (по параллелям) по теме: «Конституция РФ – основной закон государства».УполномоченныйКлассные руководители19Международный день инвалидов- проведение классных часов УполномоченныйКлассные руководители20Мониторинг загруженности учащихся при выполнении домашних заданий в 1-4 классахУполномоченный Классные руководители21Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченный Январь 2017 22Организация работы по защите прав участников образовательного процесса: посещение уроков, заседаний педагогического совета, совещанийУполномоченный и администрация школы23Выступление перед педагогическим сообществом о результатах работыУполномоченный24Беседа с родителями «Нет жестокому обращению»Уполномоченный25Мониторинг загруженности учащихся при выполнении домашних заданий в 5 -7 классахУполномоченный 26Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченныйФевраль 201627Правила поведения в кризисной ситуации (информация на стенде)Уполномоченный28Анкетирование учащихся в аспекте прав человека, реализация Конвенции о правах ребенкаУполномоченный29Мониторинг соблюдения санитарно — гигиенических требований к организации учебного процессаУполномоченныйМед.

сестра30Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченный Март 201631Ознакомление с изменениями в законодательстве в области образования (выступление на МО классных руководителей)Уполномоченный Психолог32Беседа с родителями «Сила слова»Уполномоченный Психолог33Правовой час «Правила школьной жизни»Уполномоченный Правовая группа34Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченный Апрель 201635Лекторий для педагогического сообщества по проблемам жестокого обращения с детьми со стороны взрослых участников образовательного процессаУполномоченный Зам.директора по ВРПсихолог 36Анкетирование подростков об отношении к проявлению экстремизма в современном обществе Уполномоченный37Отчет Уполномоченного по правам за 2016-2017 учебный год Уполномоченный38Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченныйМай 201639Работа над перспективным планом деятельности Уполномоченного на новый учебный годУполномоченный40Разбор жалоб участников образовательного процесса; беседы и консультацииУполномоченныйВ течение года41Отслеживание фактов самовольных уходов несовершеннолетних из ОУ Уполномоченный42Работа с персональными обращениями участников образовательного процесса;Уполномоченный43Индивидуальная работа с родителями, чьи дети состоят на ВШК, на учете в КДН, ПДНУполномоченный44Индивидуальная работа с детьми, стоящими на ВШК, на учете в КДН, ПДНУполномоченный45Индивидуальные профилактические беседы с подростками группы рискаУполномоченный46Индивидуальная работа с классными руководителями о формах общения с участниками образовательного процессаУполномоченный47Работа по профилактике правонарушений среди учащихсяУполномоченныйЗам.директора по ВР48Контроль за организацией внеучебной деятельности детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семейУполномоченныйЗам.директора по ВР49Урегулирование конфликтов в образовательном учреждении и в детско-родительских взаимоотношениях в конфликтных ситуациях Организация работы по разрешению конфликтных ситуаций УполномоченныйШкольный уполномоченный по правам ребёнка Трубникова Г.В.

Уполномоченный по правам человека в Ростовской области

В этом году исполняется 20 лет Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Дети – беззащитны, и в жестоком взрослом мире часто становятся жертвами несправедливости и насилия.

Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка. В нашей области чуть больше года эту работу ведет Алла Михайловна Васильева: — За год к нам поступило более 800 обращений.

По большей части люди просто не знают, как поступить по закону, какие права у них есть. Та самая пресловутая правовая безграмотность.

Разъясняем, консультируем, подсказываем.

Но было за прошедший год 95 случаев, в которых мы установили: есть нарушения прав ребенка. К сожалению, практика показывает: в большинстве случаев права детей нарушают их родители. Среди государственных органов и учреждений в нарушителях чаще всего оказываются органы опеки и попечительства и территориальные органы федеральной миграционной службы.

Среди государственных органов и учреждений в нарушителях чаще всего оказываются органы опеки и попечительства и территориальные органы федеральной миграционной службы.

Во всех 95 случаях после нашего вмешательства права удалось восстановить.

Но очень важно не допускать нарушений прав детей, предупреждать их.

Всеми возможными мерами. — Какими?

— Прежде всего — правовое просвещение, развитие правового сознания у детей, молодежи, а вместе с ними — и у взрослых.

Мы ежедневно ведем прием, отвечаем на вопросы и в телефонном режиме. Подготовили и издали памятки по различным вопросам защиты прав детей. Направили их главам всех муниципальных образований, чтобы они использовали в работе.

Участвуем во встречах с опекунами, с родителями, выступаем на межвузовских конференциях для студентов. — Алла Михайловна, о чем чаще всего просят Уполномоченного по правам ребенка? — Прежде всего, приходят с просьбой защитить права детей-сирот.

Ведь проблема социального сиротства остается острой как в целом в России, так и в Ростовской области.

90% – это сироты при живых родителях.

Несмотря на то, что в нашей области очень многое делается для таких детей, для их обеспечения жильем (только в 2008 году на эти цели освоено 306 млн. руб. и приобретено 357 квартир), ко мне поступило 27 обращений по этому вопросу, и в 14 из них установлены нарушения. Связаны они с несвоевременным взятием на учет, халатным отношением к рассмотрению обращений, а в некоторых случаях и некомпетентностью специалистов органов опеки и попечительства.
Связаны они с несвоевременным взятием на учет, халатным отношением к рассмотрению обращений, а в некоторых случаях и некомпетентностью специалистов органов опеки и попечительства.

Другой момент: у нас в области — более 20 социальных выплат и льгот семьям с детьми из федерального и областного бюджетов. Механизм предоставления прописан в деталях, деньги выделяются в полном объеме и без задержки. Казалось бы, все ясно и не должно быть проблем.

Но по этим вопросам поступило более 80 обращений.

Значит, людям плохо разъяснили их права министерства и ведомства, осуществляющие эти выплаты.

А отдельные должностные лица халатно относятся к своим обязанностям, равнодушны к людям, попросту — профнепригодны.

Во всех таких случаях я направляю заключения в министерства и ведомства, исполнение беру на контроль. Много поступило обращений и по вопросам миграционного законодательства. В основном жалуются на устные немотивированные отказы миграционной службы оформить детям паспорта, гражданство Российской Федерации, зарегистрировать детей по месту жительства.

Мы направили наши предложения вместе с анализом обращений в федеральную миграционную службу. Есть, на мой взгляд, один очень важный момент: из 830 обращений к Уполномоченному поступило только 11 обращений от несовершеннолетних.

То есть, голос самих детей сегодня слышен слабо. А ведь эта ситуация характерна и для других служб, занимающихся проблемами детей. — Что же делать? — Обеспечить возможность каждого ребенка обратиться напрямую с просьбой о защите или просто за разъяснением каких-то законов, положений, событий.

Мы вместе с министерством общего и профессионального образования пошли по пути, опробованному в Москве, Саратовской области.

Будем вводить должность Уполномоченного по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях. По этому вопросу уже принято постановление Администрации области. Определены школы, в которых на 1 этапе будет внедряться этот опыт. Сейчас идет подготовка к выборам уполномоченных из числа педагогов. Выборы будут проводить сами учащиеся тайным голосованием.
Выборы будут проводить сами учащиеся тайным голосованием.

Потом на областном уровне будет проведена подготовка уполномоченных по правовым и социальным вопросам, и с 1 сентября они приступают к исполнению своих обязанностей. В наших планах — укрепить сотрудничество с общественными организациями: Ростовским Региональным объединением Российского Детского Фонда, общественной организацией инвалидов «Феникс», молодежным общественным объединением «Поколение LEX», Союзом «Женщины Дона».

Мы хотим, чтобы дети сами рассказали о своих проблемах взрослым. А взрослые – услышали и поняли их.

И к 20-летию Конвенции о правах ребенка мы вместе с министерством образования хотим дать детям высказаться на тему «Меня беспокоит…» — проведем конкурс на лучшую творческую работу среди старшеклассников, анкетирование на эту же тему, конкурс рисунков для учеников 1-6 классов. Итоги подведем в ноябре, на детской конференции. Победителям вручим призы. Детей нельзя обижать, они должны расти счастливыми и развиваться гармонично.

Ведь в этом заинтересованы все мы.

Значит, и решать мешающие детскому счастью проблемы нам надо всем вместе – и власти, и обществу.

Способы написания жалобы или обращение детскому омбудсмену в России

Жалоба детскому омбудсмену должна правильно оформляться и передаваться установленным способом.

Варианты подачи жалобы:

  1. почтой с использованием заказного письма с уведомлением о получении;
  2. личный прием через запись с заранее подготовленным бланком;
  3. электронный. Для этого используется официальный сайт, где заполняется представленная анкетная форма и заполняются все контактные данные;

    Форма электронного обрщения

  4. факс;
  5. социальная сеть с обращением в установленной форме, то есть с написанием полноценной жалобы. Для отправки используется официальная страница уполномоченного лица.
  6. использование электронной почты;

Важно! При каждом варианте обращения необходимо использовать письменную форму жалобы, которая позволит получить ответ в любом случае. Также необходимо полностью расписать ситуацию и свою просьбу.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

Опыт работы аппарата уполномоченного по правам несовершеннолетних показывает, что эта структура стала важнейшим звеном в системе обеспечения интересов ребенка.

Этот институт занимает в настоящее время особую позицию. Он не заменяет действующие учреждения, такие как, например, органы попечительства и опеки, ОДН, подразделения социальной защиты и прочие. Вместе с этим институт реализует свои обязанности в тесном контакте с указанными структурами.

В отличие от работающих сегодня организаций, в чью компетенцию входит обеспечение охраны интересов несовершеннолетних, аппарат уполномоченного:

Статья из газеты деятельность уполномоченного по правам ребенка

В качестве негативных тенденций омбудсмен выделяет нехватку жилья для детей-сирот. По его словам, в очереди на получение законной жилплощади стоит уже более 100 тысяч человек.

Кроме того, говорит омбудсман, продолжился устойчивый рост преступлений сексуального характера, жертвы которых — дети и подростки. Таких зафиксировано более 9,5 тысяч, причем по некоторым составам число преступлений за год увеличилось почти вдвоеДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в 2010 году// Российская газета №140.

Полномочия

Детский правозащитник вправе препятствовать нарушению прав ребенка любыми организациями и частными лицами.

В его полномочия входит всесторонняя проверка деятельности всех структур, которые связаны с жизнедеятельностью детей. При этом проверяемые лица не имеют права отказать ему в осуществлении проверки. Уполномоченный по правам детей при Президенте РФ имеет право посещать представителей федеральных органов на местах (рекомендуем прочитать: кто является уполномоченным по правам детей?).

Для проведения проверки правозащитник уполномочен привлечь специалистов, ученых, различные экспертные организации. После проверки правозащитник может направить рекомендации по восстановлению прав малолетних граждан. Также уполномоченный вправе направить в суд исковое заявление для возбуждения производства против правонарушителей.

Омбудсмен вправе запросить любую информацию, касающуюся его подопечных. Однако правозащитник не может самостоятельно отменить или принять судебное решение.

Также он не может изменить или дополнить компетенции исполнительных и законодательных органов. При обращении граждан правозащитник должен принять решение о его рассмотрении в течение 10 дней.

Он вправе рассмотреть обращение, отказать в принятии заявления, перенаправить жалобу в соответствующие органы или разъяснить гражданину, куда следует обратиться.

После принятия решения о рассмотрении жалобы правозащитник сообщает предполагаемому ответчику о начале делопроизводства.

При осуществлении своей деятельности уполномоченный вправе запрашивать для ознакомления различные материалы по гражданским и уголовным процессам, производства об административных правонарушениях (в том числе, закрытые). Омбудсмен имеет право также знакомиться с материалами, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела.

Правозащитники, работающие в регионах, составляют доклады, в которых кратко описывают результаты своей работы. Данные консолидируются на федеральном уровне. Ежегодно главный уполномоченный делает доклад о деятельности детских правозащитников.

Он может подготовить сообщение для СМИ или отдельных должностных лиц. Материал доклада содержит описание ситуации, которая сложилась в регионах.

Омбудсмен может изложить свои предложения по улучшению обеспечения прав ребенка, указать на проблемные моменты и разработать дополнения к законодательным актам. ИНТЕРЕСНО: международный день защиты прав ребенка: особенности празднования Источник: https://SemPravorf.ru/deti/deyatelnost-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka.html Оценка статьи:

(нет голосов)

Загрузка. Поделиться с друзьями:

Права ребенка в России

Каждый человек обладает набором личных, социально-экономических, политических и духовных прав.

Детьми называют лиц, не достигших совершеннолетия. Такие лица обладают теми же правами, что и взрослые люди, за исключением прав политических. Немало внимания следует уделять личным правам ребенка.

В этом и состоит цель деятельности уполномоченного по правам ребенка в России — охранять личные свободы и интересы детей. Итак, какими же правами обладает российский несовершеннолетний?

Стоит выделить самые основные, прописанные в Декларации прав ребенка:

  1. Право на имя, фамилию и отчество.
  2. Право на жизнь, здоровье и защиту.
  3. Право на общение. Ребенок имеет право на контакт с обоими родителями, если иное не запретил суд.
  4. Право на семью. Ребенок не может быть изъят из своей семьи, за исключением случаев, когда родители нарушают его законные права.
  5. Право на собственное мнение. В России дети, достигшие возраста 10 лет, могут принимать решения относительно действий органов опеки (например, с кем из родителей остаться при разводе).

Все эти нормы содержатся в международной Декларации о правах ребенка. Они же продублированы в Семейном кодексе РФ. Защита прав ребенка в Российской Федерации реализуется органами опеки, судебной системой и прокуратурой.

В 2009 году к этому списку был добавлен федеральный детский омбудсмен. О деятельности уполномоченного по правам ребенка будет подробно рассказано далее.

В первую очередь будет рассмотрена общая информация, а также его непосредственные обязанности и задачи.

Деятельность региональных детских омбудсменов

Разобрав пример деятельности уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, следует уделить немного внимания региональным омбудсменам.

Еще в 1998 году Министерство труда предложило проект, согласно которому формировалась должность детского уполномоченного в российских субъектах. На тот момент процедура была реализована при содействии ЮНИСЕФ. Все посты появлялись постепенно в разных уголках страны.

Чуть позже должность была утверждена и на муниципальном уровне. Юридический статус региональных омбудсменов только недавно стал равноценным.

Каждый представитель относился к системе исполнительной власти, а назначался на должность главой местной администрации. В 2011 году произошли изменения. Каждый уполномоченный по правам детей получил парламентский статус.

Благодаря этому повысилась и результативность их работы.

Сразу следует оговориться, что выявление нарушений, связанных с правами несовершеннолетних, не является направлением деятельности уполномоченного по правам ребенка.

Этим занимается полиция, прокуратура и прочие правоохранительные органы. Целью же детских омбудсменов в регионах является обеспечение сохранности интересов детей.

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.

Задачами уполномоченного по правам ребенка являются: Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в .

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
  • Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).
  • Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.

Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.

Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ленинградской области в реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности в 2013 году

География обращений и соотношение по районам носит неизменный характер, значительное количество обращений от общего числа поступает из Гатчинского 82 (13,3%), Всеволожского 73 (11,9%) и Выборгского 32 районов, в совокупности они составляют свыше 30 % от общего количества сообщений о нарушении прав несовершеннолетних.

Варианты решений по жалобам

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  1. перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  2. уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
  3. рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа.

Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Особые права несовершеннолетних детей в РФ

Законодательством предусмотрены также особые права детей, которые нуждаются в защите.Несовершеннолетние граждане в РФ могут лично обращаться за помощью в органы опеки и попечительства, а подростки с 14 лет — в суд. Также дети обладают особым правом обратиться за защитой к уполномоченному по правам ребенка.ИНТЕРЕСНО: Помимо детского правозащитника, при Президенте РФ на региональных уровнях вводятся аналогичные должности.

В некоторых школах появились детские правозащитники.

Обратиться к данному лицу может любой малолетний гражданин.Для обращения к защитнику детям не нужно предъявлять каких-либо удостоверяющих документов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+