Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Императивный и диспозитивный метод правового регулирования

Императивный и диспозитивный метод правового регулирования

Императивный и диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод правового регулирования: определение, пример | Юридическая помощ на IDdeiforbiz.ru


Диспозитивный метод является одним из способов юридической координации общественных отношений, имеющих место в различных правовых областях. Где чаще всего применяется этот прием, какое происхождение имеет его название, в чем его специфика? Поищем ответы на все возникающие вопросы.

Учение о методах права возникло после широкой дискуссии о системе права. Ученые выдвинули теорию о нецелесообразности использования в качестве основания для классификации отраслей и элементов права лишь предмет.

Было установлено, что существует несколько особенностей юридического состояния.

Наиболее распространенные из них – субъективная автономия и гетерономия.

Первая указывает на свободу и равенство субъектов, вторая же – на властно-подчиненные отношения.

Впоследствии два этих состояния были именованы в диспозитивный метод и императивный. С развитием правовой науки расширялось и представление об этом юридическом элементе. Так, Л.С. Явич считал методы сложными категориями и выделял в них ряд компонентов.

Первый из них – это порядок установления субъективных правомочий и обязанностей. Второй – это взаимоотношения между субъектами. Третий – степень определенности предоставленных прав, а также свободы действий в правоотношениях.

Четвертый – наличие или отсутствие конкретных связей между правами и обязанностями, и, наконец, пятый – гарантии их обеспечения. С.С. Алексеев, в свою очередь, полагал, что структура методов – сложная конструкция. В нее входят такие элементы, как общее правовое положение субъектов, связи между ними и основания их возникновения, изменения и прекращения, а также санкции юридической нормы.

Императивный и диспозитивный методы.

Автор публикации Юрист, Россия, Санкт-Петербург Подписаться 263 просмотров 15 февраля 2020 в 09:31 Выделяют императивный и диспозитивный методы.Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений.

У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.Диспозитивный метод правового регулирования может выполнять дополнительно функции поощрения или рекомендации.Способ поощренияпредполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.Способ рекомендацийиспользуется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды.

В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права.В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».Система законодательстваотображается в составе, соотношении и внутренней структуре нормативных правовых актов – законов, указов и других.

Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – нормативных актов.Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм.

В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли – это в то же время и отрасли права.Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами.

Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер.Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.Система права – понятие абстрактное, т.

е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права.

В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор – воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.Предмет и метод правового регулированияСогласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов.

Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре.

Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель.
Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина.

Статьей 1.1. КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесной кодекс Российской Федерации понимает под законодательством кодекс, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» – кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.В ст.

3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства.Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет подзаконное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами.

Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ:

«На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права»

.

Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы подзаконного правотворчества:

«Органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами»

(п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» подзаконное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше подзаконного нормативного правового акта. Такая модель последовательного принятия и зависимости подзаконного акта от закона служит гарантией прав и свобод человека и гражданина.Система права делится на две сферы: частную и публичную.

Деление права на публичное и частное восходит еще к античной древности. Одним из авторов данного учения справедливо считают Ульпиана. Так, например, он считал, что публичное право относится к положению Римского государства. Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения.
Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения. Для публичного права приоритет имеют государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, обладающих ярко выраженным общественным значением.Для отечественного права в целом не было характерно четкое деление на частное и публичное право, кроме того, в начале XX века марксистсколенинская доктрина отказала частному праву в существовании вообще.

Это предопределялось решающей ролью государства во всех без исключения отношениях.Реформа правовой системы в 90 х годах XX века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права.

Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям.

Один из них: сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида.В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты.

Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства.

В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.Публичное право обладает следующими специфическими признаками:• иерархические отношения субъектов, основанные на властном и, соответственно, подчиняемом их положении друг по отношению к другу;• императивное правовое регулирование при помощи обязывающих либо запрещающих правовых норм;Диспозитивный метод гражданско-правового регулированияПраво, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений.

Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.Метод правового регулирования в науке определяется как

«способ воздействия юридических норм на общественные отношения»

.

Он отвечает на вопрос

«как право регулирует определенную область общественных отношений»

в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации.

Фактически в чистом виде эти методы не существуют и

«… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства»

, и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев.

Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия.

Метод выступает обобщающей категорией,

«в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права»

.Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия.

Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает

«совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения»

. В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это

«устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида»

.

Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как

«комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет»

. Это можно обосновать словами С.С.Алексеева:

«метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права»

.В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный)В отношении судебного порядка можно согласиться с А.В.Дзерой, что его нельзя признать присущим исключительно гражданско-правовому методу, т.к. на современном этапе Конституцией закреплен судебный способ защиты нарушенных прав.В.А.Белов называет следующие свойства (характеристики) метода гражданско-правового регулирования: 1) юридическое равенство участников регулируемых отношений; 2) неприкосновенность права собственности и иных субъективных частных прав; 3) свобода договора и вообще определения мотивов реализации своих субъективных прав и правоспособности; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление субъективных прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, в частности – посредством их судебной защиты.

Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.В то же время в литературе высказана и иная точка зрения.
Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.В то же время в литературе высказана и иная точка зрения. Н.Д.Егоров не согласен с понятием метода как совокупности приемов, способов правового воздействия.

По его мнению «как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно привести и все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права.

В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон». Соответственно и метод гражданско-правового регулирования назван методом юридического равенства сторон.Критикуя позицию Н.Д.Егорова, Е.А.Суханова отмечает, что такой подход «упрощает и обедняет содержание данной категории». Такая оценка поддержана и А.В.Дзерой, который также отмечает:

«необходимо учитывать очевидно все фундаментальные черты, присущие отраслевому методу регулирования»

.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Написать личное сообщение автору Автор: Юрист Подписаться Спросить Поделиться Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию Проголосовало: 0 Рейтинг 0,00 Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации ОК

Значения слова диспозитивный. Что такое диспозитивный?

Диспозитивный метод ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

Элементарные начала общей теории права. — 2003 Диспозитивный метод правового регулирования Диспозитивный метод правового регулирования — способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений… glossary.ru ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА (от поздне-лат.

Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений… glossary.ru ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА (от поздне-лат.

dispositivus — распоряжающийся) — нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. Словарь экономики и права. — 2005 Диспозитивная норма Диспозитивная норма Правило, которое применяется, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Так, ст.

Императивный метод

Он представляется как совокупность, содержащая приёмы и способы, объединенные на основе соподчинения их участников.

Особенность этого метода состоит в том, что субъекты, выступающие как стороны правоотношений, не имеют возможности выбирать: подчиняться властному субъекту или нет.

«принуждает» выполнять предписание. Последнее в этом случае может быть или обязывающим, или запрещающим что-либо.

Но в любом случае субъект не имеет права выбора: делать или не делать.В научной литературе императивный метод правового регулирования получил ещё несколько названий: директивный, централизованный и административный. Последнее название обусловлено той отраслью права, которой он обязан своим применением.

Диспозитивный метод

(автономный, методкоординации, метод равенствасторон) правовогорегулирования – способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладаютодинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивныйметод правового регулирования основанна равном положении (статусе) субъектовправа, на равном объеме их прав иобязанностей. В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властнымиполномочиями. Диспозитивныйметод правового регулирования характерендля таких отраслей права как: гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право.

Диспозитивныйметод правового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения: – между покупателеми продавцом, – между кредитороми должником, – между супругами, – между родителямии детьми, – между работником(сотрудником) и работодателем.

Классификация приемов координации

В качестве основных способов регулирования, возникающих и существующих в социуме общественных отношений, чаще всего рассматривают императивный и диспозитивный. Метод права необходимо изучать для установления характера тех или иных нормативных предписаний, определения меры свободы в поведении субъектов, важности тех или иных связей для государства и общества в целом.

Рассмотрим, что представляет собой императивный и диспозитивный метод. В наиболее общем смысле первый представляет собой властное воздействие и строгую субординацию всех участников отношений. Можно сказать, что субъекты имеют право на совершение только разрешенных им действий.

Здесь имеет место неравенство участников.

Диспозитивный метод права, в свою очередь, характеризуется присущим ему свойством децентрализации управления.

Иными словами, участникам дается возможность самостоятельно решать, каким образом себя вести в правовых рамках.

Методы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Метод уголовно-правового регулирования следует рассматривать как комбинацию трех приемов: дозволения, обязывания и запрета.

Уникальное, обусловленное особенностями предмета правового регулирования сочетание приемов проявляется на уровне отдельных уголовно-правовых норм, а затем обобщается в рамках институциональных и отраслевых методов правового воздействия. В целом методы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования можно рассматривать как целенаправленное правовое воздействие на предмет регулирования, связанное с установлением равенства и расширением правовых возможностей участников правоотношений и установлением конкретных запретов и обязываний, призванных определить гарантии реализации субъективных прав.

Изложенное понимание методов позволяет уточнить границы диспозитивности в уголовном праве. Так, по мнению A. B. Сумачева, диспозитивность в уголовно-правовом регулировании имеет место в случаях, когда: 1) возникновение, прекращение или изменение отношений между субъектами обусловлено волей частных лиц и организаций в целях наиболее полного удовлетворения собственных законных интересов; 2) субъекты независимы друг от друга; 3) реализация прав и исполнение обязанностей субъектами права может обеспечиваться без обращения к властному субъекту — государству [1]. Сформулированный вывод не бесспорен.

Рекомендуем прочесть:  Отличия в договорах омс и дмс

Во-первых, анализ отношений, регулируемых в рамках диспозитивного режима уголовно-правового регулирования, не позволяет однозначно говорить о том, что обладатель субъективного права влияет на возникновение правоотношений. Принимая во внимание, что юридическим фактом охранительных отношений является совершение преступления, влияние потерпевшего — обладателя права на возникновение этих правоотношений — нельзя считать установленным.

Во-вторых, природа диспозитивности не позволяет пренебрегать системными связями между методами правового воздействия и рассматривать свободу действий как универсальную возможность реализации прав без обращения к властному субъекту. Имея такую возможность в рамках реализации права на самозащиту, обладатель частного интереса лишен ее в ситуации примирения с виновным (ст. 76 УК), ибо государство сохраняет за собой право решающего голоса в разрешении уголовно-правового конфликта.

Сложно также согласиться с определением диспозитивных начал как свободы воли участников правоотношений, автономности и неограниченности действий обладателя частного интереса [2]. Свобода воли и неограниченность правовых возможностей обладателя права являются в большей мере идиоматическими штампами, чем реально существующими явлениями.

Диспозитивный режим — это всегда сочетание императивности и диспозитивности при сохранении общей направленности правового регулирования на охрану субъективного права. Если диспозитивные методы проявляются в отношениях «государство — обладатель права», «потерпевший — преступник» и «потерпевший — государство», то императивные — в отношениях «государство — преступник».

Формула диспозитивного режима «субъективное право — юридическая гарантия» предполагает, что методы правового регулирования не только определяют свободу усмотрения сторон, но и создают гарантии защищенности субъективного права через наложение обязанностей и запретов на участников уголовно-правовых отношений.

От того, насколько полно определены права и обязанности субъектов правоотношений, регламентированы варианты поведения и возможные правовые последствия, зависит эффективность диспозитивного режима уголовно-правового регулирования.

, равно как и иные способы правового воздействия, проявляют себя в четырех основных направлениях: определяют правовое положение субъектов уголовно-правовых отношений; позволяют установить юридические факты их возникновения, изменения и прекращения; влияют на формирование субъективных прав и обязанностей и установление гарантий их осуществления. Диспозитивные методы диспозитивного режима, равно как и императивные, обеспечивают регулятивное воздействие права на правозащитные уголовно- правовые отношения «государство — обладатель интереса» и охранительные координационные отношения «государство — потерпевший» и «потерпевший — преступник».

Их объединение в рамках одного режима правового регулирования объясняется потребностью в правовом обеспечении субъективного права на реализацию и защиту частного интереса, а именно в предоставлении лицу (обладателю субъективного права) возможности самостоятельно реализовывать его в рамках правоотношений с государством и преступником.

В рамках общерегулятивных связей «государство — обладатель интереса» частное лицо реализует правомочия пользования и требования.

В целях охраны своих прав и законных интересов оно делегирует государству часть своих правомочий. Государство, взяв на себя обязательства по охране интересов физических и юридических лиц, переводит их в разряд публичных интересов и охраняет в рамках разрешительного типа правового регулирования.

На этом этапе возникают качественно иные отношения — властеотношения «государство — неопределенный круг лиц», основанные на общем запрете. Но часть интересов остается в сфере частного усмотрения лица, и оно вправе распоряжаться ими в рамках предоставленной законом свободы. Реализация права- пользования инициирует координационные правоотношения «обладатель интереса — причинитель вреда», регулируемые при помощи диспозитивных методов и составляющие предметную основу института согласия потерпевшего.

В этих отношениях ярко проявляется формула

«общее дозволение — конкретные обязывания и запреты»

: закон предоставляет их участникам равные возможности для реализации прав, а через конкретные запреты и дозволения создает гарантии правовой безопасности. Равенство как специфическая черта этих отношений определяется не столько особенностями метода, сколько качеством регулируемых отношений. Отчуждение благ, находящихся в сфере частного усмотрения лица, является реализацией правомочия распоряжения, и ни государство, ни частное лицо не вправе воспрепятствовать его осуществлению.

Таким образом, диспозитивный метод при формировании прав и обязанностей в отношениях «обладатель права — причинитель вреда» проявляет себя в двух качествах: предоставляет субъектам право действовать по собственному усмотрению, заключать соответствующие соглашения и в то же время ограничивает их волю через запреты на превышение пределов причинения вреда с согласия потерпевшего.

Даже поверхностный анализ проблемы убеждает в том, что правоотношения в сфере охраны частного интереса регулируются непоследовательно и противоречиво. Близкие по юридической природе и социально-криминологической насыщенности составы приводят к возникновению различных отношений между государством и преступником, преступником и потерпевшим, потерпевшим и государством.

Изложенное позволило сформулировать следующие выводы.

Метод правового регулирования представляет собой систему правовых приемов, оказывающую целенаправленное воздействие на волю субъектов права в соответствии с характером предмета правового регулирования и государственной волей, выраженной в целях и задачах регулирования. Являясь формой организационного воздействия на общественные отношения, метод соотносится с правовыми нормами и институтами как способ и его средства. Содержание метода составляет сочетание трех неотъемлемых компонентов: дозволения, обязывания и запрета.

В зависимости от преобладания в них того или иного приема выделяются императивный (использование приемов запрета и (или) обязывания) и диспозитивный (преобладание дозволений) методы. В механизме уголовно-правового регулирования можно условно выделять отраслевые и внутриотраслевые (институциональные) методы.

Отраслевым методом уголовного права является императивный метод. Но ввиду постепенной универсализации права и неоднородности отношений, составляющих предмет уголовного права, его сложно рассматривать как единственно возможный способ уголовно-правового воздействия и показатель отраслевой чистоты уголовного права.

Регулирование уголовно-правовых отношений не ограничивается императивными способами.

Оно предполагает также использование диспозитивных методов в рамках регулирования отдельных групп правоотношений на внутриотраслевом уровне. Методы диспозитивного режима являются внутриотраслевыми методами уголовного права и представляют собой целенаправленное правовое воздействие на предмет регулирования, связанное с установлением равенства, расширением правовых возможностей участников правоотношений, установлением конкретных запретов и обязываний, призванных определить гарантии реализации субъективных прав. С содержательной стороны они могут быть оценены как совокупность приемов, определяющих содержание норм и институтов как средств диспозитивности в уголовном праве.

Диспозитивный метод и метод диспозитивного режима уголовно-правового регулирования — близкие, но не тождественные понятия. Диспозитивный режим представляет сочетание диспозитивных и императивных методов, первые из которых обеспечивают реализацию общих дозволений в уголовно-правовых отношениях, а вторые создают гарантии осуществления субъективного права на распоряжение частным интересом, компенсацию причиненного вреда, примирение с виновным или привлечение его к уголовной ответственности.

Литература:

  • Агаджанян Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. — Кисловодск: УЦ «Магистр», 2015.- 362с.
  • Эминов В. Е. Причины преступности в России: криминологический и социально-психологический анализ. — М.: Норма, Инфа-М, 2011. — С. 86.

Основные виды координации

С целью регулирования юридических правоотношений используется множество координационных методик.

Самыми востребованными из них являются императивный и диспозитивный принципы. Для определения конкретной методики следует тщательно проанализировать вопрос, исследуя действующие нормативы, важность взаимоотношений и уровень свободы субъектов.

Для того чтобы лучше понимать значение этих терминов, нужно ознакомиться с их определением. Принцип императивности основывается на наличии жесткой субординации среди всех участников правоотношений и органа власти, регулирующего этот процесс.

Основываясь на этом факте можно сделать вывод, что метод императивности является причиной появления неравенства между участниками отношений.

Помимо этого, каждому участнику присваиваются определенные инструкции и уровень полномочий, ограничивающие их действия. Диспозитивный метод правового регулирования – это принцип, при котором единый орган власти отсутствует.

Децентрализация подразумевает создание нескольких центров управления, чьи действия зависят от конкретных условий.

В этом случае, каждый субъект получает возможность создавать собственную стратегию поведения, игнорируя или тщательно изучая определенные области правовых взаимоотношений.

Типы правового регулирования

Общаянаправленность права на общественныеотношения зависит от того, что лежит воснове правового регулирования —дозволение или запрет. В зависимостиот этого правовое регулирование делитсяна типы:

  1. общедозволительный тип.
  2. разрешительный тип;

Разрешительныйтип правовогорегулирования предполагает использованиепринципа «запрещено все, кроме пряморазрешенного».

Субъекты могут совершатьтолько те действия, которые разрешеныв нормах права. Применяется обычно вотраслях уголовно-право- вого комплекса(уголовное право, уголовно-процессуальноеправо, уголовно-исполнительное право),административном праве и др.

Общедозволительныйтип правовогорегулирования предполагает использованиепринципа «разрешено все, кроме прямозапрещенного».

Данный тип регулированияимеет место прежде всего в сферегражданско-правовых отношений, когдасубъекты вправе совершать любые действия,за исключением тех, которые противоречатзакону. Вюридической практике указанные способы,методы и типы правового регулированияв чистом виде не встречаются: в любойотрасли права имеется их сочетание.

Явление диспозитивности в юридических отраслях

Как известно, сфера права невероятно объемная и разветвленная.

Применение диспозитивных норм в разных юридических отраслях является отнюдь не редким явлением. Самая распространенная для диспозитивности область – это гражданское право. Объяснить это очень просто. Так, можно выделить идею равенства сторон, закрепленную именно в представленной отрасли, наличие различных правоотношений – договорных, наследственных, обязательственных и т.

д. Диспозитивные нормы административного права также являются распространенным явлением, но не настолько, как в гражданском или конституционном праве. Объясняется это наличием почти в каждой административной норме санкции, которая препятствует установлению диспозитивности. Однако пример привести все-таки можно.

Распорядительная деятельность государственных органов по отысканию наиболее полезного решения также содержит в себе элемент свободы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+