Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Как рассчитать амортизацию грузового автомобиля

Как рассчитать амортизацию грузового автомобиля

Как рассчитать амортизацию грузового автомобиля

Расчет сумм амортизации для целей налогообложения


СтоимостьПервоначальная стоимость объекта амортизируемого имуществаСрокСрок полезного использования, в месяцахТочность вычисленияЗнаков после запятой: 4РассчитатьНорма амортизации в процентах, линейный метод Норма амортизации в процентах, нелинейный метод Суммы амортизацииsave Сохранить extension Виджет Статья 259 НК РФ — Методы и порядок расчета сумм амортизации Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 г.

и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2007 г.

и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., в статью 259 настоящего Кодекса внесены изменения:

  • В целях настоящей главы налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей:

1) линейным методом; 2) нелинейным методом. 1.1. Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса.

  • Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей статьей. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты арендованных основных средств, которое в соответствии с настоящей главой подлежит амортизации, начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором арендодатель произвел возмещение арендатору стоимости указанных капитальных вложений, у арендатора — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию. Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. При расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи.

  • Налогоплательщик применяет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов.

К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять один из методов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества. Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

  • При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле: К = [1/n] х 100%, где К — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

  • При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле: K=[2/n] x 100%, где К — норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества; n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке: 1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов; 2) сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

  • Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:

1) амортизация не начисляется ликвидируемой организацией с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией — с 1-го числа того месяца, в котором в установленном порядке завершена реорганизация; 2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация. Положения настоящего пункта не распространяются на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму. Федеральным законом от 19 июля 2007 г.

N 195-ФЗ в пункт 7 статьи 259 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

  • В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, указанный в настоящем пункте, только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств. В целях настоящей главы под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации.

К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации. Налогоплательщики — сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации, выбранной самостоятельно с учетом положений настоящей главы, специальный коэффициент, но не выше 2. Налогоплательщики — организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.

В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 3.

  • Налогоплательщики, передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие настоящей главы, вправе начислять амортизацию по этому имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества, а также с применением специального коэффициента не выше 3.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в пункт 9 статьи 259 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

  • По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5.

Организации, получившие (передавшие) указанные легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы в лизинг, включают это имущество в состав соответствующей амортизационной группы и применяют основную норму амортизации (с учетом применяемого налогоплательщиком по такому имуществу коэффициента) со специальным коэффициентом 0,5.

  • При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против норм, предусмотренных настоящей статьей, в целях налогообложения не производится.
  • Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных настоящей статьей по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.
  • Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

  • Организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
  • Исключен.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ статья 259 настоящего Кодекса дополнена пунктом 15, вступающим в силу с 1 января 2007 г.

  • Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса. Для целей настоящего пункта организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются организации, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 241 настоящего Кодекса.

Амортизация авто.

Как и зачем?

Амортизационные списания:

  1. считаются денежным эквивалентом износа объекта.
  2. подлежат вычитанию из основных средств;
  3. относятся к издержкам компании;

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей.

Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП. Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации. Они также требуются для таких целей, как:

  1. Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  2. Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  3. Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС.

Ее нужно поместить на дебете счета «».

Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС».

На протяжении какого срока происходят начисления?

Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС.

Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс.

руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев).

В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона.

руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины.

От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.Таблица 1. Экологическое состояние

Формула расчёта

Расчёт износа деталей автомобиля для выплаты возмещений по ОСАГО проводится по формуле, установленной Положением ЦБ РФ от 19.09.2014 года: Переменные в формуле расчета износа автомобиля означают:

  1. КТ – коэффициент влияния на износ детали срока эксплуатации авто;
  2. Т – срок эксплуатации машины;
  3. КL – коэффициент влияния на износ агрегата или узла автомобиля пробега т/с;
  4. И – износ комплектующих машины;
  5. L – пробег автомобиля до даты аварии.
  6. е – 2,72 (основа натуральных логарифмов);

Значение коэффициентов КТ и KL изменяются в зависимости от модели и марки автомобиля, поэтому самостоятельно рассчитать износ достаточно трудно.

Воспользуйтесь онлайн калькулятором расчета износа автомобиля на сайте, чтобы узнать точное значение износа.

Амортизация автомобиля — проводим расчеты

  1. вариант уменьшаемого остатка;
  2. линейный вариант;
  3. вариант списания цены соответственно размеру продукции или услуг.
  4. вариант отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного потребления;

Линейный способ амортизации Линейная методика расчета транспортного износа заключается в том, что финансы которые начисляются за износ в течении одного месяца, рассчитываются умножением начальной или восстановительной цены амортизации, конкретной для данной собственности. Чтобы рассчитать норму амортизации линейным способом нужно знать число месяцев полезного потребления транспорта.

После чего необходимо единицу разделить на период полезного применения (считается в месяцах) и умножить на сто процентов.

Способ отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного применения

Расчет амортизации машины по количеству числу лет полезного использования, так как и предыдущая методика является ускоренной.

Самая большая денежная сумма, которая списывается каждый месяц, будет в первый год использования автомобиля, после чего данные средства будут уменьшаться с каждым следующим годом.

Основой такого расчета служит начальная цена транспортного средства, по которой оно принималось к учету. Данный расчет является произведением начальной стоимости автомобиля и . Здесь норма износа будет считаться отдельно по каждому году, и зависеть от времени полезной эксплуатации транспортного средства.

Способ списания цены соответственно объему продукции или услуг.

Этот расчет отличается от трех предыдущих, что может применяться преимущественно только для автомобильного транспорта. Данная норма амортизации установлена в процентном соотношении начальной стоимости автотранспорта на каждые тысячу километров пробега.

Проводки

Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.

Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.

Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат. Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.

по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.

Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 .

Правильный расчет амортизации автомобиля

Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте.

Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.

При расчете амортизации автомобиля расходы на топливо не учитываются. Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?

  1. В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.
  2. Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
  3. Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.

Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.

Как рассчитывается амортизация? Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.

Откуда берутся эти цифры? Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.

Можно пойти и другим путем:

  1. смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, , АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
  2. учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
  3. производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.

Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету. Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:

  1. условия, в которых он эксплуатируется;
  2. тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.
  3. его общий пробег;
  4. влажность климата;
  5. возраст транспортного средства;
  6. экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
  7. производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);

В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства.

Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:

  1. до пяти лет;
  2. от семи до десяти лет.
  3. от пяти до семи;

Соответственно, чем старше транспортное средство, тем больше на него нужно расходовать средств.

Формула для расчета амортизации транспортных средств Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:

  1. фактический пробег;
  2. коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
  3. фактический срок эксплуатации;
  4. показатель износа;
  5. износ по старости;
  6. тип региона.

Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.

Приведем пример:

  1. эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.
  2. автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
  3. пробег за 2 года составил 40 тысяч;

Получаем данные:

  1. рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.
  2. расчетный износ — 18,4%;
  3. естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
  4. остаточная стоимость — 326400 рублей;

Также мы можем узнать во сколько нам обходится один километр пробега — 73,6 тысяч делим на 40 тысяч и получаем 1,84 рубля.

Но это без учета морального износа. Если же учитывать еще и моральный износ, то получаем 3 рубля 47 копеек.

Стоит отметить, что моральный износ значительно влияет на удешевление транспортных средств.

Однако, он редко применяется, либо коэффициент морального износа устанавливается на уровне единицы, то есть никак не влияет на стоимость транспортного средства.

Тут можно долго спорить с теоретиками и доказывать, что какая-нибудь Audi A3 2008 года выпуска по сравнению с новой Ладой Калиной 2013 года не только морально не устарела, но наоборот обогнала ее на несколько десятилетий. Еще один важный момент — все приведенные выше коэффициенты являются усредненными и не учитывают множество других объективных факторов, главный из которых — мастерство водителя.

Еще один важный момент — все приведенные выше коэффициенты являются усредненными и не учитывают множество других объективных факторов, главный из которых — мастерство водителя. Согласитесь, что на больших автотранспортных предприятиях практикуют совсем другой подход, чем на небольшой фирме по развозке булочек по городу. Тем не менее, благодаря таким расчетам вы будете приблизительно знать во сколько обойдется вам эксплуатация автомобиля.

Также эти данные можно использовать при .

(8 оценок, среднее: 3,38 из 5)

Загрузка.

Онлайн- калькулятор

Некоторые ресурсы в интернете предлагают рассчитать уровень износа автомобиля в режиме онлайн.

Для получения процента необходимо в первую очередь знать тип вашего автомобиля:

  1. автобус и т.д.
  2. легковой отечественного производства;
  3. иномарка;
  4. грузовой автомобиль с подтипами;
  5. тягач;

Правила заполнения информации в диалоговом окне таковы:

  1. вводится дата выпуска машины;
  2. выбирается тип авто;
  3. после введения данных необходимо нажать кнопку «Рассчитать».
  4. вводится срок гарантии от сквозной коррозии;
  5. отображается информация про пробег в километрах;

Через несколько секунд будет получен ответ.Износ автомобиля и методика его расчета рассмотрены в данном видео:Источник:

Ускоренная амортизация при лизинге

Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств.

Одним из распространенных вариантов является лизинг.

Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль. Речь идет об использовании . Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3. Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.

Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.

  • В налоговом учете нельзя применять повышающий коэффициент амортизации автомобиля к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Т.е. для значительной части транспортных средств (в частности — для легковых автомобилей, малых автобусов и грузовиков массой до 3,5 т) данная льгота недоступна.
  • Ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете можно применять только при использовании метода уменьшаемого остатка (п. 19 ПБУ 6/01). Т.к. в налоговом учете аналогичный метод отсутствует – неизбежно возникают налоговые разницы.
  • Имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя.
  • В договоре лизинга должен быть пункт о применении ускоренной амортизации с указанием используемого коэффициента.

Пример при лизинге

  1. Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.
  2. Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.
  3. По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.
  4. Организация в декабре 2020 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.
  5. Исходные данные:

  6. Начисление начинается с 1 января 2020 года.
  7. Расчет:

Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%. 1-й год: Стоимость ост.

= 350 000. Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.

Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445. 2-й год: Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655. Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.

Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481. 3-й год: Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881 Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922. Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160. Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации ().

Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений. В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (, ). К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей . Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе.
Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Как рассчитать амортизацию грузового автомобиля на 1 км

Остаточная стоимость данного транспорта будет равняться вычитанию естественного износа от начальной стоимости автомобиля: 200000р-37200р=162800р.Имея данные расчеты можно посчитать затраты на один километр пробега, для этого необходимо естественный износ разделить на первоначальную цену машины: 37200р/200000р=0,18р/км.

Особенности линейного способа начисления амортизации Главная особенность настоящего расчета состоит в его простоте. Что заключается в равномерном уменьшении стоимости транспортного средства одинаковыми суммами.

Для большинства предприятий такой способ является наиболее комфортным.

Амортизация автотранспортных средств

Материал журнала / В бухгалтерском учете амортизация автотранспортных средств начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 6/01.

При принятии автотранспортного средства к бухгалтерскому учету определяются срок его полезного использования и способ начисления амортизации. О.А. АНТОШИНА Начисление суммы амортизации объекта начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания (п. 21 ПБУ 6/01).Амортизация начисляется: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования основных средств (ОС); способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)Правила амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении различаются.Согласно ПБУ 6/01 организация самостоятельно определяет, как учитывать автотранспортные средства: в составе ОС на счетах 01 и 03 (в зависимости от источника приобретения или целей использования) или в составе материально-производственных запасов (МПЗ) на счете 10 «Материалы».Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе МПЗ, то в ее учетной политике должен быть отражен и факт этого выбора, и размер данного лимита.

Лимит стоимости объекта ОС, который определяется организацией также самостоятельно, не может превышать 20 000 руб.

за единицу. Следовательно, можно избежать несогласования в учете амортизации, выбрав в качестве лимита стоимость объекта ОС, равную 10 000 руб.Изменился и порядок определения инвентарного объекта ОС. Прежде в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывалась как самостоятельный инвентарный объект. Согласно новой редакции п. 6 ПБУ 6/01 в качестве самостоятельного инвентарного объекта учитываются те его части, сроки полезного использования которых существенно отличаются.

При этом решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иными словами, существенность определяется совокупностью качественных и количественных факторов.Изменения, внесенные в абзацы п. 15 ПБУ 6/01, описывающие отражение в бухгалтерском учете результатов проведенной переоценки, обеспечили полное соответствие данного раздела ПБУ 6/01 и Методических указаний по учету ОС.В соответствии с Методическими указаниями по учету ОС и ПБУ 6/01 амортизационные отчисления включаются в себестоимость и соответственно влияют на ее величину.

С их учетом рассчитывается также остаточная стоимость объекта, отражаемая в балансе.Величина амортизации определяется в целях:- постепенного накопления средств на полное восстановление (приобретение нового имущества);- расчета остаточной стоимости для отражения в балансе — определения среднегодовой остаточной стоимости основных фондов при расчете налогооблагаемой базы налога на имущество;- оценки остаточной стоимости, проводимой экспертами.Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации. Срок полезного использования отдельных групп ОС определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.Срок полезного использования объекта ОС согласно п.

20 ПБУ 6/01 определяется организацией при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету исходя из следующего:- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;- нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды).Согласно Налоговому кодексу РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам исходя из сроков его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект ОС и (или) объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика.Срок полезного использования для начисления амортизации в бухгалтерском учете по ОС, приобретенным до 1 января 1998 г., устанавливается в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 (далее — Единые нормы), а по ОС, приобретенным после 1 января 1998 г., — в соответствии с ПБУ 6/01.Сроки службы объектов ОС при начислении амортизации для бухгалтерского учета по ОС, приобретенным после 1 января 2002 г., могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).

На основании Классификации ОС организации на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества самостоятельно определяют срок его полезного использования.Таким образом, сроки службы по амортизируемым ОС в бухгалтерском и налоговом учете могут совпадать только по ОС, приобретенным после 1 января 2002 г.

Для налогового учета необходимо перегруппировать все основные средства и установить им сроки службы в соответствии с Классификацией ОС. На основе Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, был составлен перечень транспортных средств.С 1 января 2006 г.

изменен порядок определения амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.

До утверждения изменений в ПБУ 6/01 годовая сумма амортизации данным способом исчислялась исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.Методическими указаниями по учету ОС, развивающими правила, зафиксированные в ПБУ 6/01, установлено, что при определении годовой суммы амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части ОС, может применяться коэффициент ускорения согласно условиям договора финансовой аренды не выше 3.

Субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный 2.Однако в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге) » конкретный коэффициент ускорения не определен.

С 1 января 2005 г. утратила силу и ст. 10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

, которая предусматривала возможность применения коэффициента ускорения малыми предприятиями.ПБУ 6/01 предусмотрено использование повышающего коэффициента, устанавливаемого организацией самостоятельно. Годовая сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента не выше 3, установленного организацией.Однако способ уменьшаемого остатка не обеспечивает начисление суммы амортизации, равной первоначальной балансовой стоимости за нормативный срок эксплуатации автомобиля, и, следовательно, является замедленным.

Очевидно, что при списании по окончании нормативного срока службы автомобиля амортизация на который начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на сумму недоначисленной амортизации.Возможность использования при расчете нормы амортизации коэффициента ускорения, введенного с 1 января 2006 г., не устраняет основной недостаток способа уменьшаемого остатка.

Анализ показал, что коэффициент ускорения в формуле нормы амортизации не позволяет списать полностью первоначальную балансовую стоимость в амортизационные отчисления даже за удвоенный срок службы.Исходя из изложенного, по нашему мнению, могут быть признаны два варианта использования способа уменьшаемого остатка для начисления амортизации.1.

Недоамортизированная сумма одномоментно включается в состав расходов на дату выбытия транспортного средства.2. Недоамортизированная сумма одномоментно включается в состав расходов на дату окончания начисления амортизации.На выбор способа начисления амортизации ТС в бухгалтерском учете влияет ряд факторов, которые определяются существенными особенностями ТС. Эти особенности проявляются при эксплуатации ТС и заключаются в том, что с увеличением срока службы и, следовательно, общего пробега:- уменьшается среднегодовой пробег;- падает годовая выработка в натуральном выражении;- увеличивается продолжительность технического обслуживания и ремонта;- падает удельный годовой доход от одного ТС.Величина начисленной годовой амортизации, включаемая в себестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленные особенности.ПРИМЕР.

Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете составляет 200 800 руб. Согласно Классификации ОС автомобиль относится к 3-й амортизационной группе (свыше трех до пяти лет).Организация определила, что для целей бухгалтерского и налогового учета срок службы автомобиля составляет 5 лет (60 мес.). Амортизацию по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете организация начисляет линейным способом.Определяем норму амортизации в месяц, применяя формулу расчета: (1 мес.: 60 мес.) х 100 = 1, 667%.

Сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой 3347 руб. (200 800 руб. х 1, 667%).Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного погашения его стоимости или выбытия бухгалтер ежемесячно делает проводки:Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 3347 руб. — начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натуральных показателей (объемов перевезенных грузов, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта.

Данный способ начисления амортизации применим к ТС, для которых норма амортизационных отчислений исчисляется в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега, что позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу ТС, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового автомобиля.Норма амортизации (На) вычисляется по формуле:На = Спб: Lн,где Спб — первоначальная балансовая стоимость; Lн — нормативный пробег до списания.Сумма амортизации (А) определяется по формуле:А = Lр х На,где Lр — пробег за расчетный период (годовой, месячный, квартальный).Отметим, что при расчете норм амортизации в соответствии с Едиными нормами используется сумма пробега ТС до и после капитального ремонта.

В соответствии с ПБУ 6/01 в качестве нормативного пробега (Lн) принимается пробег до капитального ремонта, на котором основывается предполагаемый объем работ, выполняемый за весь срок полезного использования ТС.Приведенный способ целесообразно использовать также и для остальных типов подвижного состава автомобильного транспорта, по которым амортизация начисляется по нормам в процентах от стоимости, если они используются в почасовом режиме работы.Целесообразность использования того или иного способа начисления амортизации определяется исходя из поставленных перед организацией целей и ее финансового состояния.В налоговом учете амортизация по дорогостоящим автомобилям начисляется с применением понижающего коэффициента.По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 руб. и 400 000 руб., к основной норме амортизации организация должна применять специальный понижающий коэффициент 0, 5 (п.

9 ст. 259 НК РФ).ПРИМЕР. Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля составляет 300 600 руб.Организация определила, что для целей бухгалтерского и налогового учета срок службы автомобиля составляет пять лет (60 мес.). Амортизацию по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете организация начисляет линейным способом.Определяем норму амортизации, применяя формулу расчета: (1:: 60) х х 100 = 1, 667%.Для целей бухгалтерского учета сумма ежемесячной амортизации будет равна 5010 руб. (300 600 руб. х 1, 667%).Так как первоначальная стоимость легкового автомобиля превышает 300 000 руб., то по правилам налогового учета к основной норме амортизации применяется коэффициент 0, 5.Таким образом, в налоговом учете сумма ежемесячной амортизации составит 2505 руб.

(5010 руб. х 0, 5)Для организаций, применяющих ПБУ 18/02, это приводит к возникновению временных разниц, которые будут образовываться до тех пор, пока в бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю (либо пока автомобиль не будет списан с баланса).Помимо этого обратим внимание на следующий момент.Понижающий коэффициент 0, 5 применяется в том случае, если сформированная в момент приобретения стоимость автомобиля (микроавтобуса) превышает 300 000 руб. (400 000 руб.).Но возможна такая ситуация. Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля не превышает 300 000 руб.

Затем организация производит, например, дооборудование автомобиля с отнесением затрат на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. После этого стоимость автомобиля становится более 300 000 руб.

Нужно ли в этом случае применять понижающий коэффициент 0, 5?Считаем, что не нужно.Первоначальная стоимость основных средств в целях налогообложения определяется согласно п. 1 ст. 257 НК РФ в момент приобретения автомобиля как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования (регистрационные сборы, уплата госпошлины и т.

п.).Изменяется первоначальная стоимость основных средств в случаях дооборудования, модернизации и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ). Но можно ли назвать измененную стоимость первоначальной?По нашему мнению, нельзя.В подтверждение этой позиции сошлемся на письмо УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 N 26-08/10738 «О налоге на прибыль организаций».

В нем говорится, что специальный коэффициент 0, 5 применяется в том случае, если первоначальная стоимость автомобиля в момент его приобретения была выше пределов, установленных в п.

9 ст. 259 НК РФ, независимо от того, как будет изменяться в дальнейшем его восстановительная стоимость.Порядок применения понижающего коэффициента 0, 5 для таких случаев в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. Это дает возможность представителям налоговых органов настаивать на том, что понижающий коэффициент 0, 5 нужно применять и в случаях дооборудования автомобиля.ПРИМЕР.

Организация в январе 2007 г. приобрела автомобиль, первоначальная стоимость которого 280 000 руб. Срок полезного использования автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете — 4 года. Метод начисления амортизации в бухгалтерском учете и для целей налогообложения — линейный.Годовая норма амортизации по объекту — 25% (100% : 4 года).Годовая сумма амортизации — 70 000 руб.

(280 000 руб. х 25%).Ежемесячная сумма амортизации — 5833, 33 руб. (70 000 руб.:: 12 мес.).Автомобиль введен в эксплуатацию в январе 2007 г.В бухгалтерском учете делаются следующие проводки.В январе 2007 г.:Дебет 60 — Кредит 51 — 330 400 руб. — стоимость автомобиля оплачена поставщику;Дебет 08 — Кредит 60 — 280 000 руб.

— отражено приобретение автомобиля;Дебет 19 — Кредит 60 — 50 400 руб. — отражен НДС по приобретенному автомобилю;Дебет 01 — Кредит 08 — 280 000 руб. — автомобиль принят к учету в составе ОС;Дебет 68 — Кредит 19 — 50 400 руб.

— НДС по автомобилю принят к вычету.В феврале 2007 г.:Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 5833, 33 руб.

— начислена амортизация по автомобилю за февраль 2007 г.В марте в автосервисе был приобретен кондиционер, стоимость которого вместе с установкой на автомобиль составила 29 500 руб. (в том числе НДС 18% — 4500 руб.).

В данном случае можно сказать, что проведена модернизация автомобиля.В марте 2007 г.

делаются следующие проводки:Дебет 60 — Кредит 51 — 29 500 руб.

— стоимость кондиционера с установкой оплачена автосервису;Дебет 08 — Кредит 60 — 25 000 руб.

— отражена стоимость затрат по модернизации автомобиля;Дебет 19 — Кредит 60 — 4500 руб. — отражен НДС со стоимости кондиционера и сервисных услуг;Дебет 01 — Кредит 08 — 25 000 руб. — затраты на модернизацию (установку кондиционера) отнесены на увеличение первоначальной стоимости автомобиля;Дебет 68 — Кредит 19 — 4500 руб.

— НДС по приобретенному и установленному кондиционеру принят к вычету;Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 5833, 33 руб. — начислена амортизация по автомобилю за март 2007 г.Срок полезного использования автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете организация после проведения модернизации не меняет.Тогда норма амортизации в бухгалтерском учете начиная с апреля 2007 г. будет 2, 1739% ( (1 мес.: 46 мес.) х 100), а сумма ежемесячной амортизации будет составлять 6376, 81 руб.

(293 333, 34 руб. х х 2, 1739%). В соответствии с п. 60 Методических указаний по учету ОС амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости автомобиля (280 000 руб. — 5833, 33 руб. х 2 + 25 000 руб.

= 293 333, 34 руб.) и оставшегося срока полезного использования (46 мес.).Начиная с апреля 2007 г. в бухгалтерском учете делается проводка:Дебет 20 (26, 44) — Кредит 02 — 6376, 81 руб. — начислена сумма ежемесячной амортизации по автомобилю.В налоговом учете начисление амортизации следует производить, основываясь на общих правилах начисления амортизации, закрепленных в ст.

259 НК РФ (см. письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23).Поскольку после модернизации срок полезного использования не изменился, амортизация по объекту основных средств продолжает начисляться в прежнем порядке (прежним методом и с применением прежней нормы амортизации).

При этом сумма амортизационных отчислений увеличится, поскольку в результате модернизации первоначальная стоимость объекта увеличилась.Таким образом, норма амортизации в налоговом учете остается прежней — 2, 083% ( (1 мес.: 48 мес.) х 100), а сумма ежемесячной амортизации с апреля 2007 г. (месяца, следующего за месяцем окончания модернизации) в налоговом учете увеличится и будет составлять 6353, 15 руб. ( (280 000 руб. + 25 000 руб.) х 2, 083%).Если вы не готовы к спору с налоговыми органами, то в этом случае сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогообложения с учетом понижающего коэффициента составит 3176, 58 руб.

(6353, 15 руб. х 0, 5).Помимо обязательного понижающего коэффициента в налоговом учете есть добровольные коэффициенты. Организация сама решает, применять их или нет.

Соответствующее решение отражается в учетной политике организации.Так, если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации организация может применить повышающий коэффициент не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ).В целях главы 25 НК РФ под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.Что такое повышенная сменность?Этот вопрос Налоговым кодексом РФ не урегулирован.По мнению налоговиков, при применении специальных коэффициентов следует исходить из того, что сроки полезного использования по основным средствам согласно Классификации ОС установлены исходя из режима работы в две смены (письмо УМНС России по г.

Москве от 02.10.2003 N 26-12/54400).Минфин России свою точку зрения по данному вопросу изложил в письмах от 13.02.2007 N 03-03-06/1/78 и от 16.06.2006 N 03-03-04/1/521. Итак, повышающий коэффициент не выше 2 можно применять в том случае, если основное средство используется более двух рабочих смен, и только в тех месяцах, когда оно фактически использовалось в многосменном режиме.Данный коэффициент не применяется к ОС, относящимся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.По окончании срока использования основных средств в режиме повышенной сменности амортизация начисляется в общеустановленном порядке начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения использования основных средств в соответствующем режиме.Организация может применять и более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено статьями 258 и 259 НК РФ. Такое решение должно быть закреплено в учетной политике организации для целей налогообложения.Обратите внимание!

И бухгалтерским, и налоговым законодательством предусмотрены следующие случаи, когда амортизация по основным средствам временно не начисляется:- передача по договору в безвозмездное пользование;- перевод по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;- проведение реконструкции (модернизации) продолжительностью свыше 12 месяцев;- проведение ремонта продолжительностью свыше 12 месяцев.При этом в целях налогообложения прибыли организация может учесть амортизационные расходы по автомобилю как в периоде его эксплуатации, так и в периоде его временного простоя при условии, что деятельность, в которой используется автомобиль, организацией не приостанавливается, а приостановка эксплуатации автомобиля вызвана объективными причинами (ремонт, сезонное производство, отсутствие заказов и т.

п.).Такое же мнение высказывают МНС России в письме от 27.09.2004 N 02-5-11/162@ и Минфин России в письме от 05.10.2004 N 03-03-01-04/1/66.Амортизационная премияС 1 января 2006 г. организации получили право при исчислении налога на прибыль быстрее включать в расходы амортизацию по основным средствам.Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ статья 259 НК РФ была дополнена новым пунктом 1.1, который предоставил налогоплательщикам возможность использовать новый ускоренный порядок списания в расходы сумм амортизации основных средств. Этот новый порядок списания получил название «амортизационная премия».Согласно общему правилу п.

1.1 ст. 259 НК РФ организация имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, а также их реконструкции, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.Но из этого правила есть одно исключение: амортизационную премию нельзя применять к стоимости основных средств, полученных безвозмездно. Указанная льгота является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Поэтому налогоплательщик сам решает, применять п.

1.1 ст. 259 НК РФ или нет. Однако практика применения этого пункта вызывает некоторые вопросы и даже разногласия с контролирующими органами.Должно ли указанное право налогоплательщика реализовываться по отношению ко всем основным средствам либо амортизационная премия может применяться выборочно — к некоторым объектам основных средств исключительно по желанию налогоплательщика?Минфин России в письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219 пояснил, что новый порядок списания расходов, указанных в п.

1.1 ст. 259 НК РФ, применяется в отношении всех основных средств организации либо не применяется вообще.Столь категоричное мнение Минфина не подкреплено никакой аргументацией, кроме самой формулировки п. 1.1 ст. 259 НК РФ, из которой подобные ограничения не следуют. Поэтому данный вопрос, по меньшей мере, является спорным.

Правда, Минфин указывает, что размер единовременного списания расходов устанавливается организацией самостоятельно в пределах до 10% первоначальной стоимости ОС и (или) указанных в п.

1.1 расходов.Значит, поскольку эти положения необходимо утвердить в учетной политике организации для целей налогообложения, размер амортизационной премии также не может произвольно устанавливаться для каждого объекта, он является единым для всех объектов основных средств, в отношении которых может применяться амортизационная премия.Однако в письме от 17.11.2006 N 03-03-04/1/779 Минфин России высказывает несколько иную точку зрения: налогоплательщик «вправе закрепить в учетной политике для целей налогообложения положение о том, что амортизационная премия применяется в размере 10% только в отношении производственных объектов ОС первоначальной стоимостью не менее 1 млн руб. «. Получается, что принципиальным является выработка налогоплательщиком единых критериев основных средств, к которым применяется премия, и закрепление их в учетной политике. Такой порядок списания расходов, с точки зрения Минфина, будет правомерным.Эту точку зрения поддерживает и ФНС России.

В частности, в письме УФНС России по г.

Москве от 10.08.2006 N 20-12/72388 налоговики обращают внимание на то, что организация должна отразить соответствующие положения о списании расходов на капитальные вложения согласно п.

1.1 ст. 259 НК РФ и их размере в учетной политике для целей налогообложения.Позднее Минфин разрешил организациям применять амортизационную премию к определенным группам основных средств. Соответствующие положения необходимо утвердить в учетной политике организации для целей налогообложения.Случившееся «послабление» позиции Минфина тем не менее продолжает свидетельствовать об ограничительном толковании п.

1.1, которое нельзя назвать правомерным.Однако все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика (п.

7 ст. 3 НК РФ). Поэтому наиболее настойчивые из них имеют шанс выиграть дело в суде.Возмездность (безвозмездность) — понятие общей теории гражданского права, которое в данном случае должно применяться, поскольку его определение специально в налоговых целях отсутствует.Возмездность также требует отдельного пояснения. Амортизационная премия не применяется к основным средствам, полученным безвозмездно (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).Безвозмездными в чистом виде являются лишь сделка дарения, которая между юридическими лицами (плательщиками налога на прибыль) запрещена, и договор безвозмездного пользования.

Безвозмездность иных способов получения основных средств — вопрос спорный.Контролирующие органы отождествляют возмездность с наличием затрат. Получение ОС в качестве вклада в уставный капитал Минфин считает примером отсутствия затрат.Так, в письме Минфина России от 17.04.2006 N 03-03-04/1/349 сообщается:

«Для того чтобы воспользоваться амортизационной премией, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения»

.

Минфин ссылается на ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ

«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

, в которой капитальными вложениями признаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.По мнению Минфина, «организация, получившая основные средства в качестве вклада в уставный капитал, не произвела расходов на их приобретение и поэтому не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 1.1 ст. 259 НК РФ».Аналогичная аргументация сохраняется и в письме от 16.05.2006 N 03-03-04/1/145.Если организация получила основное средство в качестве вклада в уставный капитал, то, считает Минфин, она не произвела расходов на его приобретение, поэтому воспользоваться льготой не имеет права.Вместе с тем внесение в уставный капитал ОС, равно как и любого другого имущества (имущественных прав), порождает у организации-получателя обязанность предоставить встречное исполнение, в частности по перечислению части прибыли, наступающую при определенных условиях. Получение встречного исполнения ставится в зависимость от наступления тех или иных условий (наличия прибыли, решения о ее распределении), что не свидетельствует о безвозмездности отношений учредителя и общества, а выступает естественным гарантом экономической стабильности и правоспособности юридического лица, т.

е. гарантом прав его кредиторов.Конечная цель учредителя — получение от участия в юридическом лице экономической выгоды, которая будет прямо пропорциональна размеру внесенного вклада. Можно ли в данном случае говорить о безвозмездности? Кроме того, не будем забывать, что возмездность отношений при сложившихся условиях гражданского оборота считается таковой изначально, а вот обратное должно быть прямо установлено либо следовать из законодательства.Предполагаем, что судебная практика, как это не раз бывало, предоставит Минфину основания не относить вклад в уставный капитал к безвозмездному получению имущества.

А до этого налогоплательщик должен помнить, что амортизационная премия к основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал, не применяется.Минфин выделяет еще одну категорию имущества, к которой применение льготы п.

1.1 ст. 259 НК РФ невозможно. Это имущество, переданное в лизинг. В целях главы 25 НК РФ оно не является основным средством, следовательно, амортизационная премия по нему не применяется (письмо Минфина России от 29.03.2006 N 03-03-04/2/94).Под основным средством в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п.

1 ст. 257 НК РФ). Исходя из этого Минфин считает: все основные средства, учтенные на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», т. е. предназначенные для предоставления организацией за плату во временное пользование, не могут рассматриваться для целей налогообложения прибыли как капитальные вложения (письмо Минфина России от 29.03.2006 N 03-03-04/2/94) и, значит, амортизационная премия может применяться исключительно к ОС, учитываемым на счете 01 «Основные средства».Таким образом, в отношении имущества, передаваемого в лизинг, складывается некая двойная мораль: амортизация на него начисляется, но амортизационная премия по п. 1.1 ст. 259 НК РФ включаться в расходы не может.Минфин не разрешает применять амортизационную премию к стоимости имущества, передаваемого в лизинг.

Но обычная амортизация по этому имуществу начисляется на общих основаниях.В письме от 06.05.2006 N 03-03-04/2/132 Минфин корректирует свою позицию, давая понять, что принципиальным является все же право выкупа лизингового имущества.

Если это право в договоре не предусмотрено, то использование амортизационной премии лизингодателем допускается в общеустановленном порядке.Заключенный на таких условиях договор лизинга ближе к аренде как договор предоставления имущества за плату во временное пользование.По поводу аренды Минфин комментирует еще ряд важных вопросов применения амортизационной премии. Каков порядок ее использования применительно к неотделимым улучшениям переданного в аренду имущества?С 1 января 2006 г.

в отношении амортизации капитальных вложений в объекты основных средств Законом N 58-ФЗ внесены следующие изменения:- капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем;- капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя и стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды.Однако Минфин считает, что основания для применения арендатором амортизационной премии по подобным объектам основных средств отсутствуют (письма Минфина России от 15.11.2006 N 03-03-04/1/759 и от 20.10.2006 N 03-03-04/1/703).Отсутствуют основания, видимо, и у арендодателя: для него эти объекты будут безвозмездно полученными, так как стоимость таковых им не возмещается. Практически это означает, что по такой категории ОС, как улучшения арендованного имущества, стоимость которых не возмещается, право на применение премии не может быть реализовано.

Разберем на конкретном примере расчет амортизационной премии и возникающие вопросы.ПРИМЕР. ООО в марте 2007 г. предоставило в аренду для участия в свадебных церемониях автомобиль первоначальной стоимостью 1 200 000 руб. Арендатором были произведены работы по модернизации общей стоимостью 100 000 руб.Срок полезного использования в результате модернизации не изменился и составляет 120 месяцев (10 лет).

В июле модернизированный автомобиль был принят арендодателем к бухгалтерскому учету и фактически введен в эксплуатацию.

В соответствии с условиями договора аренды автомобиля стоимость всех доработок оборудования возмещена арендатору в том же месяце.С августа ООО начало осуществлять амортизацию модернизированного автомобиля и воспользовалось правом, предусмотренным п. 1.1 ст. 259 НК РФ. В состав расходов в августе была включена сумма в размере 10 000 руб.Дальнейшая амортизация, осуществляемая ООО, например, линейным методом, производится в следующем порядке:К = (1: n) x 100% = 1: 120 мес. x 100 = 0, 833%,где К — норма амортизации; n — число месяцев.Норма амортизации будет применяться к первоначальной стоимости основного средства, определяемой как 1 200 000 + (100 000 — — 10 000) руб.

= 1 290 000 руб.Следовательно, с сентября каждый месяц в состав расходов будет включаться сумма в размере 10 745, 7 руб. (1 290 000 руб. x К = = 1 290 000 руб. x 0, 833%).Из этого примера очевиден также следующий принцип: при расчете суммы амортизации после применения амортизационной премии первоначальная стоимость уменьшается на величину амортизационной премии (абз.

4 п. 2 ст. 259 НК РФ).Обратите внимание! Пункт 1.1 ст. 259 НК РФ введен в действие с 1 декабря 2006 г. Предусмотренная им льгота может быть применена только в отношении объектов, введенных в эксплуатацию не ранее декабря 2005 г., так как амортизация начисляется и появляется право на амортизационную премию с 1-го числа следующего месяца, т.

е. с 1 января 2006 г.К аналогичному выводу приходит и Минфин в письме от 04.08.2006 N 03-03-04/1/619.С 1 января 2007 г.

вступила в силу новая редакция п. 1.1 ст. 259 НК РФ, которая позволяет применять амортизационную премию и при реконструкции (Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ).Применить льготу при реконструкции, проведенной в 2006 г., организация может при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 г.

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+