Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Методическое пособие слесарь кипа

Методическое пособие слесарь кипа

Методическое пособие слесарь кипа

Введение


2 I . Технологическая часть 1.1 Описание технологического процесса 4 1.2 Работа выбранных систем автоматического контроля и регулирования 6 1.3 Технологическая часть измерительного прибора 8 1.3.1 Назначение и технические данные прибора 8 1.3.2 Устройство и работа прибора 9 1.3.3 Подготовка к работе 10 1.3.4 Установка и монтаж 12 1.3.5 Методы и средства поверки, регулировки и настройки прибора 14 1.3.6 Возможные неисправности и способы их устранения 16 1.3.7 Техническое обслуживание и ремонт 18 1.4 Техника безопасности и охрана труда 22 II Организационно-экономическая часть 26 Список используемой литературы 30 Приложения 31 Приложение А. Схема поверки Приложение Б. Табель учета использования рабочего времени 9. Оформление ссылок 9.1 При цитировании работ различных авторов, использование статистического и другого материала, оформляется ссылка на этот источник по ГОСТ 7.1-84. Цитаты необходимо брать в кавычки.

9.2 За текстовые ссылки оформляются в квадратных скобках, где проставляется номер, под которым значится этот источник в списке литературы, и в необходимых случаях указывается страница.

Допускается оформление сноски в круглых скобках (ГОСТ 7.32-91) . Пример: [8], [6, с.75], (3) 9.3 В подстрочных ссылках сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен цитируемый материал. В конце цитаты ставится цифра, звездочка, которая обозначает порядковый номер цитаты на данной странице.

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску (ссылку) от текста, номер повторяется, указывается автор, название книги, номер страницы. Например: Кондаков Н.П. Бухгалтерский учет. — М.: ИНФРА-М, 1998. 9.4 Внутритекстовые ссылки оформляются в круглых скобках, где указываются фамилия и инициалы автора, название книги, выходные данные.
— М.: ИНФРА-М, 1998. 9.4 Внутритекстовые ссылки оформляются в круглых скобках, где указываются фамилия и инициалы автора, название книги, выходные данные. Например: В конце 30-х — начале 40-х годов В.И.Вернадский сам писал по поводу этой работы:

«Многое теперь пришлось бы в ней изменить, но основа мне предоставляется правильной»

.

(Вернадский В.И. Размышления натуралиста. — М.; 1977-, с.39). 10.Список литературы 10.1 Описание литературы включает все использованные источники в алфавите фамилий авторов, либо в том порядке, как литература использовалась в текстовом документе.

10.2 Форма оформления списка литературы: Фамилия, инициалы автора. Название книги — Место издания: наименование издательства, год издания.

10.3 Список литературы помещают в конце текстового документа после заключения. 10.4 Если источник имеет одного автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы.

Если авторов два и более, то указывается фамилия и инициалы первого автора, название источника, затем ставится одна косая линия [/]и указываются инициалы и фамилии авторов, в той последовательности, как и в источнике. В случае выхода источника под общей редакцией после наименования источника ставится одна косая линия [/] и с прописной буквы пишется :/Под общей редакцией. Описание источников, взятых из газет и журналов выполняется следующим образом: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии [//], приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если газета — дата выпуска), точка.

При необходимости указываются страницы.

Принятые сокращения места издания: Москва — М; Ленинград — Л; Санкт-Петербург — СПб; Петербург — Пб; Нижний Новгород — Н.Новгород; Ростов-на-Дону — Ростов н/Д; Пример оформления списка литературы 1.

Минаев П.А.Монтаж систем контроля и автоматики: Учебник для техникумов 2-е изд., переработанное и дополненное- М.: Стройиздат, 2000.-543 с.: ил.

2. Правила измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами. РД-50-213-80. М., Издательство стандартов, 1982.

3. Шувалов В.В., Огаджанов Г.А., Голубятников В.А. Автоматизация производственных процессов в химической промышленности- М.: Химия, 1999.- 480 с. 11. Задание на экзаменационную работу Задание на экзаменационную работу выдается руководителем работы каждому учащемуся и заполняется на бланке рукописным или машинописным способом.

Задание помещается вторым листом в пояснительную записку сразу после титульного листа и не включается в общую нумерацию страниц. Бланк титульного листа представлен в “приложении Г”, бланк задания представлен в “приложении В” 12.

Обозначение текстовых документов Обозначение текстовых документов проставляют в соответствующей графе основной надписи. Согласно ГОСТ 2.201-80 ЕСКД рекомендуется следующая структура обозначения пояснительной записки Виды выполняемых работ: ПЭР – письменная экзаменационная работа; ДР — дипломная работа; КР — курсовая работа; УП — учебная производственная практика; ТП — технологическая производственная практика; ПП — преддипломная производственная практика; ПЗ — пояснительная записка к курсовой и экзаменационной работе; О — отчет о производственной практике. Примеры выполнения основной надписи пояснительной записки ГОУ ТГПГК ПЭР.2.18.505.001.ПЗ Лист 3 Изм.

Лист № докум Подпись Дата ГОУ ТГПГК ПЭР.2.18.505.001. С Изм Лист № докум. Подпись Дата Разработал Тема экзаменационной работы Лит. Лист Листов Консульт: У 1 35 Консульт: ТГПГК гр.505 Рецензент ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое) Функции руководителя письменной экзаменационной работы и консультантов В обязанности руководителя экзаменационной работы входит: 1.

Составление совместно с учащимся задания на экзаменационную работу 2. Согласование задания на экзаменационную работу с ЦМК ТГПГК и руководителем практики на производстве. 3. Проведение консультации согласно составленному расписанию.

4. Систематический контроль за выполнением учащимся хода экзаменационной работы. 5. Проверка качества и глубины описания отдельных разделов работы. 6. Проверка законченной работы и составление отзыва в ГАК о качестве разработки всех ее разделов, о соответствии работы заданию и о работе учащихся.

7. Представление указанного отзыва на экзаменационную работу в ЦМК за день до начала работы ГАК.

8. Присутствие на защите работы.

Консультации со стороны руководителя и консультантов должны проводиться под знаком высокой степени самостоятельности и инициативы учащихся в решении всех вопросов задания на экзаменационную работу. В ходе консультации руководитель и консультант выясняют какие соображения имеются у учащихся по решению того или иного вопроса, вынесенного на консультацию.

Если соображение учащегося ошибочны руководитель и консультант обязаны указать на это учащемуся и подсказать ему направление, в котором следует идти при решении вопроса.

При этом руководитель (консультант) не должен давать учащемуся готовых решений.

В случае, когда нет никаких четких соображений по решению какого-либо вопроса, руководитель или консультант должен указать литературу, в которой следует искать решение. Руководитель и консультант не обязаны во время консультации тратить время на выискивание ошибок в математических расчетах, если они ему или учащемуся кажутся сомнительными.

Руководитель и консультанты проверяют лишь ход рассуждений учащегося и правильность выбранных им формул. ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое) Примерная тематика экзаменационных работ по специальности 220303 “Средства механизации и автоматизации” по профессии 2.18 “Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике” 1.

Система защиты магистрального насосного агрегата по температуре подшипников и корпуса насоса. 2. Сигнализатор контроля загазованности СКАЭС-ТН 3.Система защиты насосного подпорного агрегата. 4.Приборы системы откачки утечек НПС.

5. Поточный плотномер. 6.Приборы системы защиты РВС 20000от перелива.

7.Приборы САР давления. 8.Приборы системы маслоснабжения МНС. 9. Приборы системы приточно-вытяжной вентиляции насосного зала. 10.Приборы системы защиты НПС по предельным давлениям. 11.Взрывозащищенный электроконтактный манометр ВЭ-16рб. 12.Емкостной глубиномер. 13. Приборы системы контроля вибрации.
12.Емкостной глубиномер. 13. Приборы системы контроля вибрации.

14.Электронный самописец. 15. Центр пожаротушения. 16. Приборы системы защиты МНА по утечкам с торцевых уплотнений.

17.Приборы системы автоматических защит котельной. 18.Калибратор давления. 19.Калибратор электрических сигналов.

20.Калибровка каналов измерений. 21.Поточный расходомер. 22.Сигнализатор уровня. 23.Датчик давления «Метран» ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Задание по подготовке квалификационной работы Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Томский Государственный промышленно-гуманитарный колледж Специальность 220303 Средства механизации и автоматизации Профессия 2.18 Слесарь КИПиА Группа _____________ Утверждаю: Зам директора по УР ___________ Г.М.Крюкова “____”______________200 г.

Задание по подготовке экзаменационной работы Выдано учащемуся _______________________________________________________________ (фамилия, инициалы) Тема: _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ (утверждена приказом по ТГПГК от “ ___ ” _____ 200_ г.

№ ___ ) Срок представления работы к защите “_____” ________ 200___ г. Содержание пояснительной записки : ___________ _________________________________________________________ I .Технологическая часть 1. 1. Описание технологического процесса 1.2.

Работа выбранных систем автоматического контроля и регулирования 1.3. Технологическая часть измерительного прибора 1.3.1. Назначение и технические данные прибора 1.3.2.

Устройство и работа прибора 1.3.3. Подготовка к работе 1.3.4. Установка и монтаж 1.3.5.

Методы и средства поверки, регулировки и настройки прибора 1.3.6.

Возможные неисправности и методы их устранения 1.3.7. Техническое обслуживание 1.4. Техника безопасности и охрана труда Список используемой литературы II .Организационно-экономическая часть 2.1 Организация рабочего места слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике 2.2 Виды применяемого инструмента, приспособлений, материалов 2.3 Подсчет объемов работ и расхода материалов III .Графическая часть________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Руководитель работы _______________ ________________________ подпись, дата инициалы, фамилия Консультанты по разделам: ______________ ______________ _____________________________ подпись, дата инициалы, фамилия ______________ ______________ _____________________________ подпись, дата инициалы, фамилия ______________ ______________ _____________________________ подпись, дата инициалы, фамилия ______________ ______________ _____________________________ подпись, дата инициалы, фамилия ______________ ______________ _____________________________ подпись, дата инициалы, фамилия Задание принял к исполнению _________________ ______________________ подпись, дата инициалы, фамилия ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Томский Государственный промышленно-гуманитарный колледж Специальность 220303 Средства механизации и автоматизации Профессия 2.18 Слесарь КИПиА Группа ________ Утверждаю: Зам директора по УР ___________ Г.М.

Крюкова “____”______________200 г. ____________________________________________________________________ (название темы прописными буквами) ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ___________________________________________________________________ (название темы прописными буквами) Выпускник_____________________________________группа№________________________ Работа выполнена_______________________________________________________________ (Подпись выпускника) Руководитель работы (должность) _______________________________”____”______ 2005г. (подпись И.О.Фамилия) Председатель Цикловой методической комиссии_______________________________”____” _______2005г.

(подпись И.О.Фамилия) Консультант по: графической части_____________________________________________”____” _______2005г.

(подпись И.О.Фамилия) практической части___________________________________________ ”_____” _______2005г.

(подпись И.О.Фамилия) 200__ г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Берков В.И. Технические измерения. – М., 1982.

2. Дианов В.Г. Автоматическое регулирование и регуляторы в химической промышленности. М., Химия, 1978. 3. Емельянов А.И. Капник О.В. Проектирование систем автоматизации технологических процессов.

М., Энергоатомиздат, 1983. 4.

Емельянов А.И.и др. Практические расчеты в автоматике. М., Машиностроение, 1967. 5. Жарковский Б.И.

Приборы автоматического контроля и регулирования (устройство и ремонт).

– М. 1978. 6. Исакович Р.Я., Попадько В.Е. Контроль и автоматизация добычи нефти и газа: Учебник для техникумов. 2-е изд. перераб. И доп. – М., 1985.

7. Котов К.И., Шершевер М.А. Монтаж, эксплуатация и ремонт автоматических устройств: Учебник для техникумов. 2-е изд. перераб. и доп.- М: Металлургия, 1999. 496с. 8. Крамарухин Ю.С. Приборы для измерения температуры.- М.: Машиностроение, 1990.- 208с.: ил.

9. Минаев П.А. Монтаж систем контроля и автоматики: Учебник для техникумов.- 2-е изд., перераб.

и доп. – М.: Стройиздат, 1990.- 543с.: ил. 10. Монтаж средств измерений и автоматизации: Справочник / К.А.Алексеев, В.С.Антипин, А.Л.Ганашек и др; Под ред.

А.С.Клюева.- 3-3 изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1988.-488с.: ил.

11. Проектирование систем автоматизации технологических процессов.: Справочное пособие / А.С.Клюев, Б.В.Глазов, А.Х.Дубровский, А.А.Клюев; Под ред. А.С.Клюева.- 2- изд., перераб. и доп.- М.: Энергоатомиздат, 1990.-464с.: ил.

12. Смирнов А.А. Справочное пособие по ремонту приборов и регуляторов.- М.: Энергоатомиздат, 1989.- 832 с.: ил.

13. Тартаковский Д.Ф., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений.: Учеб. для вузов.- М.: Высшая шк., 2001.- 205 с.: ил.

14. Техника чтения схем автоматического управления и технологического контроля / А.С. Клюев, Б.В.Глазов, М.Б.Миндин, А.С.Клюев; Под ред. А.С.Клюева. – 3- изд., перераб.

И доп. – М.: Энергоатомиздат, 1991. – 432 с.: ил. 15. Шувалов В.В., Огаджанов Г.А., Голубятников В.А. Автоматизация производственных процессов в химической промышленности- М.: Химия, 1991.-480с.

15. Проектирование и эксплуатация насосных компрессорных станций: Учебник для ВУЗов /А.М.Шаммазов, Александров и др./ — М.: ООО “Недра-Бизнесцентр”, 2003.

– 404с. 16 Прахова М.Ю. Автоматизация производственных процессов в трубопроводном транспорте: Учебное пособие.

– Уфа: Издательство УГНТУ, 1996.

– 152с. 17. Автоматизация и средства контроля производственных процессов в нефтяной и химической промышленности: Справочник т.ч. – М.: Недра, 1973. 18.Чельцов А.В.

Измерительные устройства для контроля качества нефтепродуктов.

– Л.: Химия, 1981. Перечень необходимых регламентов и распорядительных документов по профессии «Слесарь КИПиА» 1.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов. Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ 2. Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов (РД-08-296-99 Госгортехнадзора России).
Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов (РД-08-296-99 Госгортехнадзора России).

3. Магистральные трубопроводы (СН и П 2.05.06-85*). 4. Порядок аттестации работников ОАО «Центрсибнефтепровод».

Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утв.

Постановлением Госгортехнадзором России от 30.04.2002г., №21. 5. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утв. Постановлением Госгортехнадзором России от 6.11.98г.

№64 6. Порядок технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Постановление Госгортехнадзора России от 08.06.99г. №40. 7. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

№40. 7. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Пост. Правительства РФ от 10.03.99г. №263. Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (РД 04-355-00) 8.

Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов. Постановления Правительства РФ от 02.02.98г. №142; от 11.05.99г. №526; от 01.07.95г.

№675; Постановление ГГТН РФ от 07.09.99г.

№65. 9. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.99г.

№181-ФЗ 10. Положение о Федеральной инспекции труда; Постановление Правительства РФ от 28.01.2000г. №78. 11. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

12. Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 №73.

13. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.99г. 14. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ Опасные и вредные производственные факторы 15.

ГОСТ 12.1.004-92 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования. 16. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03.

17. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности НПБ 105-03 18.

Электрооборудование взрывозащищенное. Часть10. Классификация взрывоопасных зон ГОСТ Р 51330.9-99 19.

Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 14. Электроустановки во взрывоопасных зонах.

ГОСТ Р 51330 13-99. 20. Кабели и провода электрические. Показатели пожарной опасности. Методы испытаний. НПБ 248-97.

21. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 20. Данные по горючим газам и парам, относящиеся к эксплуатации оборудования. 22. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок РД 153-34.0-03.

150-00. (ПОТ РМ-016-2001) 23.

ГОСТ 12.2.020-76 ССБТ Средства защиты от статического электричества. Общие технические. 24. ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ Электробезопасность.

Защитное заземление. Зануление.

25. Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003. 26. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. 27. Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ.

28. Регламент организации огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах предприятий системы ОАО АК «Транснефть» и оформление нарядов-допусков на их подготовку и проведение ОР-15.00-45.21.30-КТН-004-1-03. 29. РД 09-364-00 Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах.

30. Нефть. Общие технические условия. ГОСТ Р 51858-2002. 31. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов. РД 153-39.4-056-00. 32. Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов ОАО «АК Транснефть». 33. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности.

33. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. РД 08-200-98. 34. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. ПБ 03-108-96. 35. Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов.

1989г. 36. Руководство по организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования и сооружений нефтеперекачивающих станций.

РД 153-39ТН-008-96. 37. Правила технической эксплуатации резервуаров магистральных нефтепроводов и нефтебаз.

38. Регламент по классификации и учету отказов оборудования автоматики и телемеханики от 29.09.2003 39. Регламент проведения противоаварийных тренировок эксплуатационно-ремонтного персонала служб АСУ ТП от 29.09.2003 40. Автоматизация и телемеханизация магистральных нефтепроводов.

Основные положения. РД 06.02-72.60.00-КТН-059-1-05 41. Электротехнические устройства. СНиП 3.05.06-85 1.07.1986 42.

Системы автоматизации. СНиП 3.05.07-85 18.10.1985 43. Типовой табель технической оснащенности участка КИПиА нефтеперерабатывающей станции 29.09.2003 44.

Руководство по технологии технического обслуживания систем автоматики и телемеханики магистральных нефтепроводов РД 153-39.4-154-2004Р ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Томский Государственный промышленно-гуманитарный колледж Утверждено Методическим советом Протокол № ______ от _________ Председатель МС ТГПГК __________________ Н.А.Волосожар Методические указания для выполнения письменной экзаменационной работы для учащихся по профессии 2.18 “Слесарь КИПиА” Томск 2006 ПРИЛОЖЕНИЕ Е (рекомендуемое) Основная надпись для текстовых документов 185 7 10 23 15 10 15 18 Изм Лист № докум Подп.

Дата Разработал. Литера Лист Листов Консульт У 1 35 Консульт 50 Рецензент Лист Изм Лист № докум Подп. Дата

Организационное и методическое обеспечение подготовки учащихся по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

 Abstract. The article examines the organizational and methodical maintenance of preparation of students for the profession

«control technician — measuring instruments and automation»

.

Keywords: methodical support, the quality of training, laboratory work, guidelines for laboratory work, equipment to measure the flow. В настоящее время перед системой Российского образования ставятся сложные задачи по организации методического обеспечения учебного процесса и проводится конструктивный поиск путей улучшения качества подготовки учащихся. Именно качественная подготовка квалифицированных рабочих является основной задачей учреждений профессионального образования, которую ставит перед ними Министерство образования и науки Российской Федерации.

Важнейшим из путей ее решения является улучшение системы методического обеспечения учебных дисциплин на основании передовых технологий и современного оборудования. На данный момент во многих образовательных учреждениях уже появилось свежее оснащение, что создает необходимость совершенствования методического обеспечения. Указанная проблема довольно принципиальна и для подготовки учащихся по профессии

«Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

, что актуализирует поиск новых подходов к методическому обеспечению дисциплин учебного плана, и в частности по предмету «Сборка, ремонт и регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики».

Поскольку очевидно, что данной дисциплине нельзя качественно обучить без проведения лабораторного практикума, основной акцент нашего исследования сделан на его создание. Цель лабораторных занятий — практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т. е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами — установление связи теории с практикой.

[3] Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Соприкосновение теории и опыта, осуществляющееся в учебной лаборатории, активизирует познавательную деятельность обучаемых, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует прочному усвоению учебной информации. [2] Для обеспечения профессиональной компетентности будущих специалистов КИПиА требуется создание лабораторных комплексов с новейшей аппаратурой, отвечающих современным требованиям к методике и технике эксперимента, обеспечивающих овладение учащимися приемами автоматизации исследований и новейшими методами обработки экспериментальных данных.

Рекомендуем прочесть:  Пенсия ветеранов чеченской войны

Таким образом, главное направление совершенствования лабораторных работ определяется необходимостью создания целой системы занятий, обеспечивающей формирование специалиста, владеющего исследовательским аппаратом в соответствующей практической сфере.

А формирование современного методического обеспечения учебной дисциплины становится одной из главных задач преподавателя этой дисциплины. Методические указания к лабораторным работам строились нами по следующей технологии: 1. Обеспечение студентов комплектами алгоритмов выполнения заданий для формирования и развития профессиональных умений и навыков.

2. Выполнение заданий должно осуществляться по следующей методике: 1) чтение задания и фиксация понимания его студентами; 2) выбор алгоритма выполнения задания; 3) выполнение задания; 4) контроль правильности выполнения задания.

[1] Приведем пример разработанных методических указаний к лабораторной работе по теме

«Приборы для измерения расхода и расчета погрешности»

входящей в курс предмета «Сборка, ремонт и регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики». Тема лабораторной работы:

«Приборы для измерения расхода и регистрации погрешности»

Цель — закрепление теоретических знаний студентов по разделуприборы для измерения расхода и регистрации погрешности.

1. Обучающая — изучение приборов для измерения расхода и регистрации погрешности. 2. Развивающая — понимание процессов происходящих при проведении испытаний образцов. 3.Воспитательная — формирование внимательного и ответственного отношения к выполнению своей работы.

Аппаратура, материалы:

  • расходомер ПРЭМ Д ду20 2 шт.;
  • таймер (секундомер, таймер) 1шт.;
  • автомат для подключения стенда к сети питания (В49–29 2А 1Ф);
  • теплосчётчик-регистратор «ЭЛЬФ версия 01» 1шт.;
  • запорный кран 3 шт.;
  • модем (АССВ 030) 1 шт.;
  • Блок питания 220в-12в-2А 1 шт.;

Описание лабораторного стенда Гидравлическая схема лабораторного стенда Рис. 1 На стенде, схема которого дана на рис.1, установлен расходомер ПРЭМ Д ду 20(1) и теплосчётчик-регистратор «ЭЛЬФ»(2). Электромагнитные расходомеры, которые установлены в трубопроводах лабораторного стенда, и вторичного измерительного преобразователя (1).

Комплект теплосчетчика (2) включает в себя преобразователи температуры. Которые установлены в трубопровод лабораторного стенда, два термопреобразователя сопротивления ТПС «Взлёт» (3) градуировки 500П 0–180С.

Измеряющих соответственно температуры теплоносителя на входе t1 и выходе t2 трубопровода (представленной в виде подающего и обратного трубопроводов). Расход водопроводной воды через расходомеры устанавливается краном (5) на входе.

При открытом запорном кране (4 и 6).Значение расхода воды через расходомеры (л/мин) определяется по заданному времени прохождения жидкости через оба расходомера (FE1 и FE2). Для измерения времени используется электрический секундомер-таймер.

Напряжение питания на стенд и расходомеры подается автоматом В49–29 2А 1Ф(7) который подает напряжения на блок питания БП 220Vout 12V 2 A(8).К блоку питанию подключены первичные и вторичные приборы стенда.Порядок выполнения работы 1.

Подготовить расходомеры ПРЭМы, теплосчетчик «Эльф», другие приборы и устройства стенда к работе.

Для этого необходимо подать общее напряжение питания на аппаратную часть автоматом (7) рис.1. Теплосчетчик «Эльф 01», расходомеры «ПРЭМ», преобразователи температуры ТСП «Взлет». Убедиться, что напряжение подано на средства измерений.

  • Заполнить таблицу 1 для тепловычислителя «Эльф».

Для этого, используя кнопки ← → необходимо установить на дисплее тепловычислителя Эльф закладка (текущие). Меню содержит пунктов шесть позиций Q↑,V↑,V↓,dV,G↑,G↓,dG,T↑,T↓,dT движение в пределах меню производится с помощью клавиш ↑↓, и в таблицу заносятся данные с 1 по 3 пункт.

Далее перейти в закатку установки и в таблицу заносятся данные с 4 по 14 пункт. 3. Определение расходных характеристик исследуемых преобразователей расходов. 3.1. Перед проведением опыта необходимо зафиксировать начальные (исходные) показания счетчиков объема V↑,V↓, по дисплеям обоих вторичных приборов.

Для определения объема воды, пошедшей на выполнения работы, необходимо на табло теплосчетчика установить позицию V1/V2 и списать в таблицу 2, значение начального объема в литрах. У расходомера при нажатии кнопки ← → производится переход в меню текущие, где, используя ↑↓, устанавливается пункт V1 и в таблицу списывается значение начального объема в м³. Эти же данные заносятся в таблицу 2 после завершения опытов, и определяется затраченный объем воды.

3.2. При выполнении работы на дисплеях вторичного прибора необходимо установить показания расходов. На теплосчетчике это значения Q1 и Q2 (вес импульса), в соответствии импульсам на расходомере Q в м³/ч.

Напоминаем (пример), что 1 м³/ч (Эльф) = 2,5 л/мин (ПРЭМ).

3.3. Согласно гидравлической схеме (рис.1), при открытом кране (4 и 6), с помощью крана (5), устанавливаем на дисплее теплосчетчика «Эльф01» значение расхода в диапазоне от 0,7 до 1,5 л/мин. Если установленное значение остается постоянным в течение двух минут, то показания обоих расходомеров записываем в столбцы 1 и 6 (таблица 2).

Для получения расчетного значения расхода необходимо открыть кран (4 и 6) и зафиксировать с помощью таймера время прохождения теплоносителя через трубопровод. При включенном таймере теплоноситель должен непрерывно проходить через первый и второй расходомеры, и каналы вычислителя «Эльф 01» где им фиксируется. 3.4. Для получения точных значений расходных характеристик опыты повторить в диапазонах значений расходов от 2 до 2,5 л/мин и от 3 до 3,5 л/мин, и т.

д. 4.Погрешности расходомеров рассчитываются по приведенным в формуле: m1-m2=dm, dm/m1*100= %. Напоминаем, что после завершения всех режимов испытаний с теплосчетчика и расходомера снять показания счетчиков объема и записать в таблицу 2.

И с помощью ПК (RS-232) или Архиватора Луч-М через оптопорт снять отчет. Контрольные вопросы 1.Каковы теоретические основы электромагнитного метода измерения расхода?

2.Какие факторы влияют на показания электромагнитных расходомеров? 3.Каковы теоретические основы электромагнитного метода измерения расхода?

4.Какие требования предъявляются к измеряемой среде при электромагнитном методе измерения расхода? Отчет по работе Отчет по работе должен включать: 1.Краткое описание и принципиальную схему установки.

2.Протокол испытаний двух расходомеров. 3.Анализ результатов испытаний. Основные параметры состояния теплосчетчика «Эльф 01» Таблица 1 Обозначение параметра на дисплее Единица измерения Значение Константа V1 \ V2 m3 Константа T1 \ T2 C Константа Q \ G Гкал\ m3 Тип датчика ТСП500П Периодичность индикации с Верхний предел измерения расхода м3\ч Нижний предел измерения расхода м3\ч Диапазон токового выходного сигнала мА Сглаживание выходного токового сигнала мА Скорость RS232 бод Номер в сети Вес импульса л/им Длительность импульса м/с Внутренний диаметр мм Показания счетчиков испытуемых расходомеров Таблица 2 Теплосчетчик Расходомер Начальный объем Конечный объем Начальный объем Конечный объем л л м ³ м ³ В качестве вывода по работе, можно отметить следующее: новое техническое оснащение создает необходимость совершенствовать и модернизировать лабораторные работы, а порой и заменять новыми, более полезными, интересными и современными.

Для наилучшего овладения учащимися ключевыми знаниями нужно, чтобы педагог верно, т. е. методически обоснованно, организовал процесс их формирования и управления их усвоением. Разработанные методические указания к лабораторной работе позволят подготовить высококвалифицированных специалистов в области универсальных средств измерений и контроля, а также будут способствовать повышению уровня заинтересованности, активности обучающихся и качества их знаний.

Опыт показывает, что воссоздание приемов и операций способствует формированию у учащихся четкого образа выполнения отдельных составляющих технологических действий. Использование данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучении. Предложенная нами методика оказывает воздействие на процесс активизации познавательного интереса учащихся, формирование их технического мышления и улучшение производственных умений и навыков.

Литература:

  • Формы организации учебного процесса в вузе [Электронный ресурс]: методич. рек. для молодых преподавателей — Режим доступа: http:// www.rsu.edu.ru/wordpress/wpcontent/uploads/2015/04/formy_organizacii_uchebnogo_processa.pdf
  • Энциклопедия профессионального образования [Текст]: В 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 2008.
  • Козуб, Л. В. Методические рекомендации по научно-исследовательское работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст]: методич. пособие / Л. В. Козуб. — 2-е изд., доп.— Ишим: Изд-во ИГПИ им П. П. Ершова, 2008.

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

КВАЛИФИКАЦИЯ – 2 РАЗРЯД 2 разряда ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Назначение, устройство и принцип работы ремонтируемых приборов, механизмов. Схемы простых специальных регулировочных установок. Основные свойства токопроводящих и изоляционных материалов, назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений средней сложности и точности контрольно-измерительного инструмента.

Основные сведения о допусках и посадках, квалитетах (классах точности) и параметрах шероховатости (классах чистоты обработки). Сорта и виды антикоррозионных масел и смазок.

Наименование и маркировку обрабатываемых материалов. Основы электротехники в объеме выполняемой работы.

Виды дефектов продукции, причины, их порождающие, и способы выявления и устранения их. Правила технического обслуживания и эксплуатации оборудования и инструмента.

Рациональную организацию труда на рабочем месте.

Безопасные и санитарно-гигиенические методы труда, основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем месте.

Производственную инструкцию и правила внутреннего трудового распорядка. Мероприятия по охране окружающей среды. 2 разряда ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Ремонтировать, регулировать, испытывать и сдавать простые магнитоэлектрические, электромагнитные, оптико-механические и теплоизмерительные приборы и механизмы.

Выполнять слесарную обработку деталей по 12-14-му квалитета (6-7-му классам точности).

Определять причины и устранять неисправности простых приборов. Монтировать простые схемы соединений.

Навивать пружины из проволоки в холодном состоянии, производить защитное смазывание деталей.

Ремонтировать приборы средней сложности под руководством слесаря более высокой квалификации.

Экономно и рационально использовать сырьевые, топливно-энергетические и материальные ресурсы. Вести установленную техническую документацию. Своевременно и рационально подготавливать к работе и производить уборку рабочего места.

Подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать смену. Соблюдать правила безопасности труда и внутреннего распорядка. Пользоваться средствами предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем месте.

КВАЛИФИКАЦИЯ – 3 РАЗРЯД 3 разряда ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Назначение, устройство и принцип работы ремонтируемых и юстируемых приборов и аппаратов. Технические условия и инструкцию Комитеты стандартов, мер и весов на испытание и сдачу отдельных приборов, механизмов и аппаратов. Основные свойства металлов, сплавов и других материалов, применяемых при ремонте.

Способы термообработки деталей с последующей доводкой.

Электрические свойства токопроводящих и изоляционных материалов. Влияние температуры на точность измерения.

Условные обозначения запорной, регулирующей, предохранительной арматуры в тепловых схемах. Правила установки сужающих устройств.

Виды прокладки импульсных трубопроводов.

Установку уравнительных и разделительных сосудов.

Допуски и посадки, квалитеты (классы точности) и параметры шероховатости (классы чистоты обработки), (далее-общие квалификационные требования, приведенные в квалификационной характеристике на 2 разряд). 3 разряда ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Производить ремонт, сборку, проверку, регулировку, испытание, юстировку, монтаж и сдачу сложных электромагнитных, электродинамических, теплоизмерительных, оптико-механических, счетных, автоматических, пирометрических, самопишущих и других приборов средней сложности со снятием схем. Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12-му квалитетам (4-5-му классу точности) с подготовкой и доводкой деталей.

Составлять и монтировать схемы средней сложности. Окрашивать приборы. Выполнять пайку различными припоями (медными, серебряными и др.) Производить термообработку малоответственных деталей с последующей доводкой их. Определять твердость металла тарированными напильниками.

Производить ремонт, регулировку и юстировку особо сложных приборов и аппаратов под руководством слесаря более высокой квалификации; (далее – общие квалификационные требования, приведенные в квалификационной характеристике на 2-й разряд). КВАЛИФИКАЦИЯ – 4 РАЗРЯД 4 разряда ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Устройство, принцип работы, способы наладки ремонтируемых и юстируемых сложных приборов, механизмов, аппаратов.

Назначение и способы наладки сложных контрольно-измерительных и контрольно-юстировочных приборов. Способы регулировки и градуировки приборов и аппаратов и правила снятия характеристик при их испытании. Правила расчета сопротивлений.

Схемы сложных соединений. Правила вычисления абсолютной и относительной погрешности при проверке и испытании приборов.

Обозначения тепловых и электрических схем и чертежей. Систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и параметры шероховатости (классы чистоты обработки).

Основы механики и электротехники в объеме выполняемой работы (далее общие квалификационные требования, приведенные в квалификационной характеристике на 2 разряд). 4 разряда ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Производить ремонт, регулировку, испытание, юстировку, монтаж и сдачу сложных-электромагнитных, электродинамических, теплоизмерительных, оптико-механических, счетных, автоматических, пиротехнических и других приборов с подгонкой и доводкой ответственных деталей и узлов.

Выполнять настройку и наладку устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики.

Определять дефекты ремонтируемых приборов и устранять их. Выполнять слесарную установку деталей по 7-12-му квалитетам (8-3-му классам точности) и сборку зубчатых и червячных зацеплений. Составлять и монтировать сложные схемы соединения.

Вычислять абсолютную и относительную погрешности при проверке и испытании приборов.

Составлять дефектные ведомости и заполнять паспорта и аттестаты на приборы и автоматы, (далее общие квалификационные требования, приведенные в квалификационной характеристике на 2 разряд). КВАЛИФИКАЦИЯ – 5 РАЗРЯД 5 разряда ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Конструктивные особенности ремонтируемых особо сложных и точных приборов и способы их регулировки и юстировки. Устройство точных измерительных инструментов.

Причины возникновения дефектов в работе приборов и автоматов, меры предупреждения и устранения их.

Кинематическую схему самопишущих приборов всех типов. Правила ремонта, проверки и юстировки особо сложных приборов и автоматов и правила выбора базисных поверхностей, гарантирующих получении требуемой точности, (далее — общие квалификационные требования, приведенные в квалификационные характеристике на 2 разряд). 5 разряда ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Производить ремонт, регулировку, испытание, юстировку, монтаж, наладку и сдачу особо сложных теплоизмерительных, оптико-механических, электродинамических, счетных, автоматических и других приборов с установкой автоматического регулирования с суммирующим механизмом и дистанционной передачей показаний.

Выявлять и устранять дефекты в работе приборов, изготавливать лабораторные приборы. Вычерчивать пересчет показаний электрических приборов на другие пределы измерения. Регулировать и проверять по классам точности все виды тепловых и электрических контрольно-измерительных приборов, авторегуляторы и автоматы питания, (далее-общие квалификационные требования, приведенные в квалификационной характеристике на 2 разряд).

Выполнять пересчет показаний электрических приборов на другие пределы измерения. КВАЛИФИКАЦИЯ – 6 РАЗРЯД 6 разряда ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Устройство, взаимодействие и особо сложных приборов, технологический процесс их сборки и способы юстировки. Электрические тепловые схемы устройств тепловой автоматики.

Устройств и методы выверки, сложных контрольно-юстировочных приборов. Свойства оптического стекла, металлов и вспомогательных материалов, проводников, полупроводников, применяемых в приборостроении. Основы расчета зубчатых колес различных профилей зацепления и оптических систем.

Основы физики, механики, телемеханики, теплотехники, электротехники, метрологии, радиотехники и электроники в объеме выполняемой работы:(далее –общие квалификационные требования, приведенные в квалификационной характеристике на 2 разряд). 6 разряда ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Производить ремонт, регулировку, монтаж, испытание, наладку, юстировку и тарировку экспериментальной, автоматической и электронной аппаратуры, проекционных и оптических систем, радиоактивных приборов, агрегатов радиостанций, пеленгаторов, радарных установок.

Выявлять и устранять дефекты в работе аппаратуры. Определять степень износа деталей и узлов. Налаживать и комплексно опробовать после монтажа схемы теплового контроля и автоматики технологического оборудования.

1. общие требования безопасности

Типовая инструкция по охране труда для слесаря КИПиА ТОИ Р-112-29-96 Утверждена приказом Минтопэнерго России от 14.06.1996 № 141 Содержание 1.1.

В настоящей Инструкции приведены основные требования по организации и проведению безопасной работы слесаря КИПиА при эксплуатации и техническом обслуживании контрольно-измерительных приборов и средств автоматики и телемеханики на предприятиях АК «Транснефтепродукт». 1.2. В соответствии с настоящей типовой Инструкцией на предприятиях АК’Транснефтепродукт» должна быть разработана конкретная для данного объекта инструкция по охране труда для слесаря КИПиА.

1.3. При обслуживании действующих контрольно-измерительных установок, ремонте первичных устройств и соединительных линий, а также при проверке и регулировке приборов на месте установки или в мастерской КИПиА слесарь КИПиА может быть подвержен воздействию следующих опасных факторов: поражению электрическим током, отравлению токсичными парами и газами, термическим ожогам, механическим травмам, что может привести к несчастным случаям с тяжелым исходом.

1.4. К техническому обслуживанию и ремонту контрольно-измерительных приборов и средств автоматики и телемеханики допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическую и практическую подготовку, проверку знаний в квалификационной комиссии с присвоением группы по электробезопасности не ниже IIIи получившие удостоверение на допуск к самостоятельной работе. 1.5. Периодическая проверка знаний слесаря КИПиА должна проводиться не реже 1 раза в год. 1.6. Слесарь КИПиА должен быть обеспечен спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами: — костюмом хлопчатобумажным; — сапогами кирзовыми; — рукавицами комбинированными.

На наружных работах зимой дополнительно: — курткой хлопчатобумажной на утепляющей прокладке; — брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке; — валенками. Кроме того, при работе с электрооборудованием слесарь должен быть обеспечен основными и дополнительными защитными средствами, обеспечивающими безопасность его работы (диэлектрические перчатки, диэлектрический коврик, инструмент с изолирующими рукоятками, переносные заземления, плакаты и т.д.).

1.7. Слесарь КИПиА должен уметь пользоваться средствами пожаротушения, знать места их расположения. Запрещается использовать пожарный инвентарь не по назначению.

1.8. Слесарь КИПиА обязан знать и уметь применять на практике приемы оказания первой помощи пострадавшим от воздействия электрического тока, токсичных и агрессивных веществ.

1.9. Приборы, используемые для измерения, автоматического контроля и регулирования параметров, должны соответствовать классу пожаро- и взрывоопасной зоны, группе и категории взрывоопасных смесей.

Безопасность эксплуатации приборов автоматики, находящихся в пожаро- и взрывоопасных зонах, должна обеспечиваться наличием соответствующих средств защиты.

1.10. Слесарь КИПиА должен соблюдать внутренний трудовой распорядок и дисциплину труда. 1.11. За невыполнение требований настоящей Инструкции слесарь КИПиА несет в установленном порядке дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность. 2.1. Надеть предусмотренную нормами спецодежду и спецобувь.

Спецодежда должна быть застегнута и не иметь свисающих концов.

Обувь не должна иметь стальных гвоздей и подков. 2.2. Проверить наличие и исправность защитных средств, приспособлений и инструментов, применяемых в работе.

2.3. Получить задание от непосредственного руководителя работ.

2.4. Все работы по монтажу, проверке, регулировке, снятию для ремонта и установке КИПиА, работы в цепях схем автоматического и дистанционного управления в зависимости от вида и характера работ должны быть оформлены нарядом-допуском на производство работ повышенной опасности (далее — наряд-допуск), распоряжением или записью в журнале производства работе перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

2.5. Все работы, выполняемые слесарем КИПиА, должны фиксироваться в оперативном журнале или журнале производства работ. 2.6. Для подготовки рабочего места при работах на электрооборудовании со снятием напряжения необходимо: — после согласования с оперативным персоналом произвести вместе с ним необходимые отключения (переключения) и принять меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры; — на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационной аппаратуры вывесить запрещающие плакаты; проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях; вывесить предупреждающие и предписывающие плакаты, оградить при необходимости рабочее место и оставшиеся под напряжением токоведущие части. 2.7. При необходимости производства каких-либо работ в цепях или на аппаратуре релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики при включенном основном оборудовании должны быть приняты меры против его случайного отключения.

2.8. Перед началом любых ремонтных работ на действующем технологическом оборудовании и трубопроводах слесарь КИПиА обязан согласовать эти работы с оперативным персоналом. Ремонт можно производить только после отключения приборов автоматического контроля и регулирования от оборудования и трубопроводов путем перекрытия запорных вентилей на соединяющих их линиях.

В местах отключения необходимо вывесить предупреждающие плакаты. 3.1. Работа в цепях устройств релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики должна производиться по исполнительным схемам. Работа без схем, по памяти, запрещается.

3.2. При работах в устройствах КИПиА необходимо пользоваться слесарно-монтажным инструментом с изолирующими рукоятками.

3.3. Запрещается установка и пользование контрольно-измерительными приборами: — не имеющими клейма или с просроченным клеймом, или без свидетельства о поверке; — не отвечающими установленной точности измерения; — поврежденными и нуждающимися в ремонте и поверке.

3.4. При выполнении работ в электроустановках со снятием напряжения проверять его отсутствие необходимо указателем напряжения заводского изготовления, исправность которого перед применением должна быть установлена приближением ктоковедущим частям, расположенным поблизости и заведомо находящимся под напряжением. 3.5. Если на месте работ имеется разрыв электрической цепи, то отсутствие напряжения проверяется с обеих сторон разрыва. 3.6. Проверять аппаратуру, реле и приборы под напряжением в сырых или неотапливаемых помещениях следует в диэлектрических галошах или стоя на диэлектрическом коврике.

3.7. Не разрешается эксплуатировать средства автоматики при неисправности электрических сетей питания приборов и сетей, соединяющих первичные приборы со вторичными. 3.8. Для обеспечения безопасности работ, проводимых в цепях измерительных приборов и устройств релейной защиты, все вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения должны иметь постоянное заземление. 3.9. Запрещается использовать в качестве заземлителей и заземляющей проводки технологические трубопроводы, содержащие горючие и взрывоопасные жидкости, а также трубопроводы, покрытые изоляцией для защиты от коррозии.

3.10. При работах в цепях трансформаторов напряжения с подачей напряжения от постороннего источника необходимо снять предохранители со стороны высшего и низшего напряжения и отключить автоматы от вторичных обмоток. 3.11. Запрещается на панелях или вблизи места размещения релейной аппаратуры производить работы, вызывающие сильное сотрясение релейной аппаратуры, грозящие ложным срабатыванием реле.

3.12. Запрещается проводить работы по проверке и регулированию электрических приборов автоматики и коммуникаций при наличии или возможности внезапного появления в производственных помещениях взрывоопасного газа, а также при производстве опасных работ по очистке аппаратов, замене прокладок, сальников и т.д. 3.13. Текущий ремонт приборов во взрыво- и пожароопасных зонах разрешается выполнять только холодным способом без применения пайки, сварки и других работ, связанных с использованием огня или высоких температур.

Проведение огневых работ допускается выполнять с оформлением наряда-допуска и выполнением необходимых организационно-технических мероприятий. 3.14. При работе во взрывоопасных зонах необходимо применять инструмент, исключающий образование искр. Ударные и режущие части инструмента перед его использованием необходимо смазывать консистентными смазками.

3.15. Средства автоматики во взрывозащищенном исполнении разрешается эксплуатировать во взрывоопасных помещениях при условии соответствия исполнения приборов степени опасности данного помещения (классу помещения). Запрещается во взрывоопасных зонах использовать электрооборудование, не имеющее маркировки по взрывозащите.

3.16. Контрольно-измерительные и регулирующие приборы, не имеющие соответствующей маркировки о виде и уровне взрывозащищенности, необходимо устанавливать в изолированных от взрывоопасной среды помещениях.

3.17. При работе во взрывоопасных зонах запрещается: — ремонтировать без соответствующего оформления и проведения организационно-технических мероприятий электрооборудование и сети, находящиеся под напряжением; — эксплуатировать электрооборудование при любых повреждениях (например, неисправных защитных заземлениях, блокировках, контактных заземлениях, при нарушении взрывозащищенности оборудования); — эксплуатировать взрывозащищенное электрооборудование со снятыми деталями оболочки, в т.ч. крепежными, предусмотренными его конструкцией, а также с неуплотненными вводами кабелей; крепежные детали должны быть плотно затянуты; — вскрывать оболочку взрывозащищенного оборудования, токоведущие части которого находятся под напряжением; включать автоматически отключившуюся установку без выяснения и устранения причин ее отключения; — нагружать сверх номинальных параметров электрооборудование, провода и кабели; — изменять комплектность искробезопасных приборов, изменять марку и увеличивать длину проводов и кабелей, если сопротивление, емкость и (или) индуктивность при этой замене будут превышать максимально допустимые значения этих величин для данной искробезопасной цепи; — использовать один и тот же кабель для проводки искробезопасных и обычных электрических цепей; — оставлять открытыми двери помещений и тамбуров, отделяющих взрывоопасные помещения от других взрывоопасных и невзрывоопасных помещений; — включать электроустановки без аппаратов, отключающих защищаемую электрическую цепь при ненормальных режимах; — заменять защиту (тепловые и электромагнитные расцепители, предохранители, устройства защитного отключения) электрооборудования другими видами защиты или защитой с другими номинальными параметрами, на которое не рассчитано данное электрооборудование; — оставлять в работе электрооборудование с высотой слоя масла и кварцевого песка ниже установленной.

3.18. Ремонтные работы должны, как правило, производиться днем, при необходимости ремонта в ночное время или внутри аппарата место производства работ должно быть хорошо освещено. 3.19. Для местного освещения при ремонтах и осмотрах во взрывоопасных помещениях и наружных установках необходимо применять фонари во взрывозащищенном исполнении напряжением не выше 12 В.

Включение и выключение фонарей необходимо производить вне взрывоопасной зоны.

4.1. При возникновении аварийной ситуации (загазованность, загорание) необходимо отключить общий рубильник, работы немедленно прекратить, выйти из опасной зоны, сообщить старшему по смене, приступить к устранению аварийной ситуации согласно плану ликвидации аварий. 4.2. При загорании на электроустановках следует пользоваться углекислотными и порошковыми огнетушителями. 4.3. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать «Скорую помощь», сообщить об этом своему непосредственному начальнику и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создает угрозу для работающих и не приведет к аварии.

5.1. Удалить временные ограждения и снять предупреждающие и запрещающие плакаты.

5.2. Убрать рабочее место. Нефтепродукты, разлитые при вскрытии на ремонт или отсоединении приборов от технологического оборудования или трубопроводов, должны быть убраны, а место, залитое нефтепродуктами, засыпано песком или промыто водой с помощью шланга.

Пропитанный нефтепродуктами песок убрать в отведенное приказом по объекту МНПП место. 5.3. При разливе этилированного бензина для обезвреживания загрязненных полов и почвы следует применять дегазаторы: дихлорамин (3%-й раствор в воде или 1,5%-й раствор в керосине) или хлорную известь в виде кашицы (одна часть сухой хлорной извести на 2-3 части воды).

Металлические поверхности необходимо обмыть растворителями.

5.4. Установить на место постоянные ограждения. 5.5. После согласования с оперативным персоналом произвести необходимые включения (переключения).

5.6. Оформить окончание работ записью в оперативном журнале.

5.7. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом. Переодеться. Спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно отличной одежды.

Знания сотрудника

Самое первое, что требуется от претендента на должность, это знания химии, физики, математики, основ черчения и металловедения. Помимо этого, сотрудник обязан знать, как устроено, для чего предназначено и по какому принципу работает оборудование, доверенное ему для проведения ремонта. Он должен уметь читать схемы установок регулирования, причем в зависимости от разряда сотрудника, сложность этих схем и чертежей может меняться.

Он обязан разбираться в приспособлениях и инструментах, предназначенных для контроля и измерения разной сложности и уровня точности показаний, понимать, для чего они нужны и как их использовать на практике.

Помимо этого, инструкция слесаря КИПиА предполагает, что он знает допуски и посадки, понимает свойства изоляционных и токопроводящих материалов, способен измерить сопротивление в разных участках цепи. А также он знает устав, охрану труда и технику безопасности в организации.

Профессия слесарь КИПиА

При одном упоминании слова «слесарь» в сознании возникает человек, который выполняет в основном механические работы. В его руках можно увидеть отвертку, напильник, гаечный ключ и даже кувалду.

Всеми этими инструментами доводится пользоваться и слесарю КИПиА, поскольку оборудование, которое приходится ремонтировать, налаживать и обслуживать самое разнообразное.

Здесь могут встретиться тончайшие, почти часовые механизмы, нагревательные печи, водопроводные задвижки, механизмы впрыска больших термопластавтоматов или частотно регулируемые электроприводы.

Поэтому и инструмент требуется самый разнообразный: от микроскопических часовых отверток до трубных ключей самого последнего номера.

При проведении различных линий связи, например, для подключения датчиков, часто в ход пускается кувалда, и даже лом. Уж без этого инструмента отверстие в кирпичной, тем более бетонной стене, проделать абсолютно невозможно.

Правда, в последнее время на смену этим доисторическим инструментам пришли современные электрифицированные перфораторы, «болгарки» и другие инструменты.

Но, тем не менее, иногда приходится пользоваться и ломом и кувалдой. Часто случается, что в механизме просто ломается какая-то деталь, сделанная из листового металла. Для восстановления эту деталь нужно заменить, но если нет запасной, то по возможности изготовить новую.

Достаточно для этого взять в руки молоток, зубило, напильник, может еще дрель со сверлом и на скорую руку сделать хотя бы временную замену, для чего хотя бы от руки карандашом набросать эскиз будущей детали. Если слесарь КИПиА обладает такими навыками, то ему просто нет цены!

Умение работать молотками и отвертками это еще не все, что должен уметь настоящий слесарь КИПиА. Прежде всего, он должен знать базовые законы электротехники и иметь группу электробезопасности не ниже III, знать, как работает транзистор, логическая или аналоговая микросхема.

Пригодится и знание микроконтроллерной техники, а уж если есть навыки программирования микроконтроллеров, то это очень хорошо, даже прекрасно. Различные приборы и устройства КИПиА невозможно представить без применения электрических и электронных схем. Поэтому, кроме слесарного набора инструментов, слесарь КИПиА должен в совершенстве владеть мультиметром, знать, как измерить напряжения, токи и сопротивления в электрических цепях.

Ведь электричество это не механика, где можно увидеть невооруженным взглядом, что вот эта деталь износилась. Здесь можно найти неисправность только с помощью приборов. Но зачастую только мультиметром не обойтись.

Чтобы визуально увидеть, что же происходит в схеме, проходит ли сигнал, какова его форма или он пропал совсем, приходится пользоваться электронным осциллографом.

При всей кажущейся сложности этого универсального прибора, пользоваться им достаточно просто. Был бы прибор, и была бы практика, остальное со временем приложится. Лучше всего, если это будет современный малогабаритный осциллограф.

Правда, цена его достаточно высока, зато удобство пользования несомненно. Прежде всего, это малые габариты, наличие памяти, позволяющей наблюдать даже непериодические сигналы, а также возможность подключения такого прибора к компьютеру. Но, тем не менее, до сих пор приходится пользоваться добрыми старыми электроннолучевыми осциллографами, позволяющими проводить любые измерения.

Вот так плавно мы подошли к тому, что в арсенале мастерской КИПиА непременно должен быть, пусть не самый «крутой» игровой компьютер, но и не самый древний.

Прежде всего, на компьютере должны без труда «идти» различные программы электротехнических расчетов, графические редакторы схем и программы для разработки печатных плат.

Также должна предусматриваться возможность, если не разработки, то хотя бы просмотра машиностроительных чертежей. Современный специалист КИПиА должен обладать весьма широким кругом знаний и умений.

Неспроста во многих инструкциях к различным устройствам есть строка:

«Ремонт и обслуживание устройства должно производиться специально обученным персоналом»

.

Для получения таких специфических знаний существуют различные курсы повышения квалификации. Например, для того, чтобы стать киповцем для работы в современных автоматизированных котельных.

Ведь в котельной существуют различные газоанализаторы, приборы для измерения температуры и давления воды, электронные блоки управления котлами. Работа очень ответственная, поэтому, без специального образования и удостоверения вход в котельную просто закрыт. Знание устройства отдельных датчиков и приборов, которые используются в оборудовании, безусловно, необходимо.

Но сами по себе эти знания недостаточны. Требуется знать сами техпроцессы, в которых эти датчики используются. Ведь для того, чтобы определить, правильно ли показывает, например, манометр, термометр или расходомер, надо знать, в каких пределах могут изменяться давление, температура или расход жидкости или газа.

Современная электронная техника достаточно надежна, ремонтировать ее приходится не очень-то и часто.

Изготовители, как правило, «забывают» приложить электрические схемы приборов, не хотят делиться своими секретами. Зато на нескольких страницах, а то и вовсе отдельной книжечкой, прикладывают инструкции по программированию работы прибора.

Все это делается с помощью нажатия кнопок на пульте управления, и эти настройки осуществляются работниками подразделения КИПиА. В некоторых случаях настройка оборудования осуществляется с помощью ноутбука с соответствующим ПО. Эти манипуляции также осуществляет слесарь КИПиА.

Что должен знать и уметь слесарь КИПиА Перечень всего этого настолько велик, что понадобилась бы еще не одна статья, и даже не две. Более подробно познакомиться с требованиями к профессии можно в нормативном документе

«Профессия 220703.02 — Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИП)»

, где приводится достаточно длинный перечень оборудования, с которым может встретиться слесарь КИПиА, а также, что он должен знать и уметь. Правда, этот документ настолько древний, что об электронной технике в нем почти ничего не говорится, зато предлагается ремонт арифмометров и пишущих машинок всех систем.

Но в целом можно получить общие впечатления о требованиях к слесарю КИПиА. Рабочее место слесаря КИПиА Прежде всего обязательно наличие электромонтажного стола, оснащенного регулируемыми источниками постоянного и переменного напряжения. Там же должен находиться паяльник, еще лучше паяльная станция.

Поскольку работа мелкая и кропотливая, соответствующим должно быть и освещение.

Чаще это достигается с помощью местных светильников на каждом столе. Для слесарных работ, несомненно, потребуется верстак с набором слесарного инструмента: отвертки, гаечные ключи, напильники, сверла и т.п.

Неплохо, если в мастерской будет сверлильный и, хотя бы небольшой, токарный станок. Такое оборудование позволит лишний раз не ходить куда-то и чего-то просить. В мастерской должно найтись место для хранения технической документации на обслуживаемое оборудование.

Это, как правило, технические паспорта, электрические схемы, всевозможные журналы учета ремонта, обслуживания и проведения профилактических работ на вверенном оборудовании.

В современных условиях бОльшая часть технической литературы, — справочники, книги, технические журналы доступны только в электронной форме, хранятся на компьютере или находятся в сети интернет.

Поэтому для компьютера место должно найтись обязательно, впрочем, как и сам компьютер. По санитарным нормам в мастерской КИПиА на одного человека должно приходиться не менее 4,5 квадратных метров.

Температура в помещении должна быть 20±2 градуса Цельсия. При проведении паяльных работ также обязательно наличие вытяжной вентиляции.

К сожалению, эти требования не всегда выполняются.

Кроме рабочего места в мастерской со столом и стулом, киповцам приходится выполнять работы непосредственно в тех местах, где это оборудование установлено. Тогда рабочим местом будет помещение, где установлен электрический шкаф, а то и вовсе какой либо колодец с датчиками или крыша здания, где установлена антенна. Для таких работ следует иметь небольшой переносной комплект инструментов: просто взяли чемоданчик и поехали.

Кто может работать слесарем КИПиА Наличие технического образования по указанному профилю еще не является основой для того, чтобы из человека получился хороший слесарь КИПиА.

Впрочем, сказанное совершенно справедливо можно применить к любой профессии. Немаловажную роль играет набор личностных качеств: умение работать в коллективе или в одиночку, принимать правильные решения при недостатке времени и информации.

Также способность концентрации внимания в условиях различных помех, хорошая память, технический склад ума.

Естественно, что при оформлении на работу, человек проходит медицинскую комиссию. Требования по здоровью примерно те же, что и при работе на электроустановках: не надо быть кандидатом в космонавты или летчики.

Все определяется требованиями правил по охране труда.

Но вместе с тем существует ряд заболеваний, с которыми работа слесарем КИПиА противопоказана.

Прежде всего, это заболевания связанные с потерей сознания или пространственной координации, заболевание органов слуха и зрения, органов сердечно сосудистой системы. Совершенно недопустимы дрожание рук (тремор) и заболевания опорно-двигательной системы.

В таком случае следует подумать о выборе другой профессии, другой сферы деятельности. Где выучиться на слесаря КИПиА Специальное образование по профессии слесарь КИПиА можно получить в различных учебных заведениях. Раньше они назывались профессионально техническими училищами ПТУ (некоторые так до сих пор и называются), теперь это технические колледжи, а некотрые даже лицеи.

Существуют они во многих городах СНГ, их подробный перечень с указанием адресов и схем проезда легко найти в интернете. Но, даже если поблизости нет именно такого учебного заведения, отчаиваться не надо. Вполне подойдет образование, полученное в электромеханическом техникуме или колледже, а также в радиотехникуме.

Ведь ни для кого не секрет, что многие успешно работают совсем не по той специальности, по которой учились.

Все учебные заведения после обучения выпускают специалистов на уровне 2, максимум 3 разряда. Тарифная же сетка слесарей КИПиА предусматривает разряды со второго по восьмой, что говорит о сложности профессии, поэтому только упорным трудом в течение нескольких лет можно стать настоящим специалистом. Правда, такая повышенная тарифная сетка устанавливается не на всех предприятиях.

Есть еще одна профессия, — наладчик КИПиА.

Квалификация его несколько выше, чем у простого слесаря. Поэтому наладчик должен быть не ниже IV разряда.

Эта квалификация присваивается после нескольких лет успешного добросовестного труда, можно сказать, за особые заслуги. Материальное вознаграждение Как сказал один из литературных персонажей: «Всякий труд должен быть оплачен».

А хорошо ли оплачивается труд слесаря КИПиА? Прежде всего, речь идет о том, чтобы в нужное время оказаться в нужном месте: если в Москве зарплата слесаря КИПиА достаточно большая, то в каком-нибудь Мухобоеве она совсем другая, естественно в сторону уменьшения. Если этим местом будет предприятие нефтегазового сектора или металлургии, то зарплата будет намного выше, чем на предприятиях машиностроения.

Так что все и сразу идем устраиваться в Газпром! Вот только там, наверное, на всех места не хватит… В основном заработная плата слесаря КИПиА находится на уровне или чуть превышает зарплату электриков, механиков, работников газового хозяйства.

Кроме того при приеме на работу дефицитному специалисту КИПиА, особенно при наличии опыта работы, устанавливается повышенный разряд, либо персональная добавка к окладу. Как уже было сказано выше, современную технику КИПиА приходится чаще программировать, нежели чинить.

Поэтому зачастую подразделения КИПиА преобразуются в отделы АСУТП, куда, при наличии желания, и способностей переводятся сотрудники подразделений КИПиА. А материальное вознаграждение труда в этих отделах, как правило, несколько выше.

Кроме того, хороший специалист КИПиА всегда может подработать по совместительству. Это может быть обслуживание счетчиков воды и тепловой энергии, несложная автоматика мелких предприятий, миникотельные.

При наличии группы электробезопасности вполне возможна работа по совмещению в качестве электрика: ну, просто где-то «вкручивать лампочки».

Хотя, если сказать по правде, человек должен достаточно зарабатывать в одном месте.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+