Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Ответственность администрации за свалки тко в городской черте

Ответственность администрации за свалки тко в городской черте

Последние новости


13.03.2020 Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в пятницу на совете по экологической политике при полпреде РФ в Уральском федеральном округе предложил закупать контейнеры для сбора твердых. 13.03.2020 Вице-премьер Виктория Абрамченко, ответственная в Белом доме за экологию, поручила аппарату правительства создать рабочую группу для «открытого обсуждения» концепции расширенной ответственности производителей за утилизацию отходов. Поручение стало. 13.03.2020 Отсутствие инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходам, бюрократические сложности с оформлением земель для нее и нечеткие формулировки в официальных документах осложняют ход реформы ТКО на севере Красноярского края, отмечают.

13.03.2020 ВопросИнтересует актуальный справочник по НДТ. ПК «Альянс» эксплуатирует площадной объект на полигоне. Какие НДТ соответствуют захоронению отходов на полигоне?ОтветПриказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2016 г.

N 1885 «Об утверждении. 13.03.2020 Сенаторы будут настаивать на том, чтобы федеральная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами была подвергнута широкому общественному обсуждению, заявил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Игорь. О НАСnews.solidwaste.ru — актуальная и своевременная информация отрасли коммунальных и промышленных отходов.Свяжитесь с нами: МЫ В СОЦСЕТЯХ © 2017-2019 Твердые бытовые отходы

Чем опасны незаконные свалки ТБО

Нельзя терпеть несанкционированные свалки по одной простой причине – из-за содержащихся вней отходов. Среди мусора могут находиться не только безвредные предметы в виде металла,пластика или стекла, но также:

  1. лампы с содержанием ртути;
  2. батарейки;
  3. просроченные медикаменты;
  4. иные отходы, которые должны утилизироваться со знаком «опасные».
  5. электрические приборы;

Весь этот мусор отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды и здоровье людей.

Штрафы за выброс мусора из окон авто

Штрафы за подобные деяния довольно высокие.

Придётся раскошелиться и выложить от пяти до десяти тысяч рублей (актуально на 1 квартал 2020 года). Так что следует сто раз подумать, прежде чем выкинуть из окна авто что-либо, будь то пачка из-под сигарет, или пустая бутылка из-под воды. Высокая стоимость штрафов за выброс мусора из окна авто вполне понятна и оправдана.

Ведь вред наносится не только экологии, но также таким способом может быть создана аварийная ситуация на дороге. Последствия такого необдуманного поступка могут быть очень тяжелыми и даже привести к смерти людей.

Допустим, человек выкинул из окна своего авто стеклянную бутылку, кто-то наехал на нее и проколол колесо.

Размеры штрафов за выброс мусора в общественных местах разнятся.

В среднем от 3 до 25 тысяч рублей (актуально на 1 квартал 2020 года). Самые большие штрафы предусмотрены за загрязнение зон отдыха, парков, лесополосы. Следует всегда убирать весь мусор, оставшийся после пикника, и забирать с собой.

Это поможет сохранить природу. Если бы закон не был так суров, а штрафы большими, то зоны отдыха превратились бы в одну большую помойку. Также законодательством предусмотрены штрафные санкции за выброс мусора в чужие урны.

Например, в урны возле частных дачных участков. Это расценивается как преднамеренное преступление по загрязнению чужой частной территории.

Задача чистоты местной флоры и фауны, всей экологической системы — это одна из самых важнейших задач.

Каждый гражданин страны обязан понимать всю серьезность этого вопроса и соблюдать законы, регулирующие экологическое положение. Нельзя оставлять без внимания случаи нарушений этих законов. Любой выброс отходов в неположенном месте может привести к весьма печальным последствиям.

Например:

  1. Окурок, выброшенный в лесу, может привести к пожару.
  2. Бутылка, выброшенная из окна автомобиля, возможно, спровоцирует серьезную аварию.
  3. Ртутная лампа, выкинутая в неположенном месте, приведет к загрязнению и отравлению почвы.

Продолжать можно до бесконечности, перечислять возможные фатальные последствия выброса мусора в неположенном месте. Следует заботиться о чистоте окружающей среды, следить за нерадивыми жителями.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства.

Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта. Департаменты ЖКХ в некоторых городах имеют специальные электронные формы для приема обращений граждан: , например. Кроме этого, заявления принимаются в бумажном виде.
Кроме этого, заявления принимаются в бумажном виде.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Формы ответственности

Стихийная свалка — нарушение, за которое предусматривается административное наказание.

Все требования и действия регламентированы статьей КоАП (кодексом об административных правонарушениях) под №8.2. Налагаются штрафы, которые отражает таблица: Юридические лица от 100 тыс. рублей. Индивидуальные предприниматели от 10 до 50 тысяч рублей.

В отдельных случаях может принудительно останавливаться деятельность компании сроком на 3 месяца.

Должностные лица от 10 до 30 тысяч рублей.

Физические лица от 1 до 2 тысяч руб.

При определении наказания имеет значение место, где был выброшен мусор. Если строительные отходы были оставлены физическим лицом, штраф составит 3 тысячи рублей, юридическим — до 100.

При выбрасывании мусора из машины сумма за нарушение не превысит 3 тысяч, из окна многоэтажки или на территории леса — 5 тысяч. В последнем случае нарушителя могут обязать выполнять работы по облагораживанию лесной местности. Определение размера штрафа зависит и от других моментов:

  1. в каком количестве и где был выброшен мусор;
  2. повлек ли выброс отходов серьезные последствия для экологии;
  3. возмещен ли нарушителем материальный ущерб;
  4. ранее гражданин привлекался к административной ответственности или нет.

Анализ обстоятельств будет проводить судья или комиссия муниципальных органов.

Нормативный акт предусматривает уголовное наказание за организацию свалок. Реализуется мера в тех случаях, когда был нанесен серьезный вред экологии, здоровью или жизни людей.

Ответственность за нарушение такого масштаба — заключение под стражу на срок от 6 до 8 лет.

Рекомендации, которые помогут избежать споров о несанкционированных свалках

Кто обязан ликвидировать свалки Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Следовательно, если свалка появилась на территории муниципального образования, ликвидировать ее обязаны органы местного самоуправления этого муниципального образования.

Однако не все так однозначно. Кроме территории, на которой размещена свалка, следует учитывать, кому принадлежит загрязненный земельный участок. Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

При этом они должны применять способы, которые не наносят вреда окружающей среде. Нельзя допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, а также иное негативное воздействие на них (ст.

42 Земельного кодекса РФ). Владельцы участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, химическими веществами, в том числе радиоактивными, микроорганизмами и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Они также должны ликвидировать последствия загрязнения земель, в том числе обеспечивать их рекультивацию.

Эти обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 13 Земельного кодекса РФ. Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления и ином обращении с ними предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штраф для виновных физических лиц составляет 1–2 тыс.

руб., для юридических лиц – до 250 тыс.

руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – до 50 тыс. руб., для должностных лиц – до 30 тыс.

руб. Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков, если она не передавалась третьим лицам по договору.

В случае заключения договора аренды обязанность по уборке участка ложится на арендатора. Местные власти обязаны этот процесс контролировать. О том, что нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка, однозначно высказался и Конституционный суд РФ. Пример 1. Суды обязали администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область) расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города.

Пример 1. Суды обязали администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область) расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города. Они исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, независимо от формы собственности земельных участков. Муниципалитет обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о проверке конституционности положений Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ. По мнению чиновников, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку они находятся в федеральной собственности. КС РФ указал, что спорная норма не противоречит Конституции РФ.

Она не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета свалок на лесных участках, расположенных на территории этих округов, без наделения этих органов государственными полномочиями. Уборка отходов находится в сфере ответственности муниципалитетов, однако урна или мусоропровод отличаются от бесхозной свалки в лесу. В таких случаях нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А ответственность за сохранность лесов несут субъекты РФ, которые наделены и соответствующим финансированием.

Конституционный суд РФ не исключил, что органы государственной власти могут обязать муниципалитеты убирать свалки в лесах. Но тогда регион должен выделить на это средства из своего бюджета (постановление от 13 октября 2015 г. № 26-П). Почему местные власти проигрывают суды Граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды (п.

2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). По поводу несанкционированных свалок они могут обратиться в Росприроднадзор.

По факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора Росприроднадзор должен провести проверку, собрать материалы и вынести предписание об устранении нарушений законодательства.

В компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру. По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципалитету и потребовать, чтобы тот ликвидировал несанкционированную свалку.

Если нарушение со стороны муниципалитета действительно было, никакие аргументы органа местной власти в суде не сработают. Пример 2. Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района.

Его требование – обязать муниципалитет в течение трех месяцев ликвидировать несанкционированную свалку на территории поселения. Суд согласился с требованием прокурора. Администрация сельского поселения подала апелляцию с просьбой об отсрочке исполнения решения суда.

Рекомендуем прочесть:  Поиск человека по иин

Ее аргумент: расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год. Денежные средства для финансирования этих мероприятий можно будет предусмотреть только в следующем году.

Но прокурор настаивал на том, что органы местной власти должны исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Суд удовлетворил требование прокурора (апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 июня 2017 г.

по делу N 33-10427/2017). Если суд обязал администрацию муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции органов местного самоуправления полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не освободит ее от этой обязанности.

Свалку придется ликвидировать. Пример 3. Суд обязал администрацию сельсовета в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированные свалки. Но затем судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.

Требования мотивировал тем, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов теперь относятся к компетенции субъектов РФ. Власти муниципального района всего лишь участвуют в организации этой деятельности на своей территории. Судьи с приставом не согласились (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 5 июня 2017 г.

по делу N 33-7122/2017). Они отметили, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ). Изъятие из компетенции органов местного самоуправления вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и, соответственно, исключение статьи расходов на указанные цели – не основание прекращать исполнительное производство.

Такое изъятие само по себе не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить судебное решение.

НА ЗАМЕТКУ Когда местная власть может сама оштрафовать нарушителя В некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей в сфере обращения с отходами. Если такой орган накажет виновника (физическое или юридическое лицо), тот не сможет оспорить это решение в суде. Пример – в постановлении Челябинского областного суда от 24 мая 2017 г.

№ 4а-624/2017. Чем граждане помогут муниципалитету Избежать судебных споров о ликвидации стихийных свалок помогут следующие меры, которые под силу принять любому муниципалитету:

  1. Предоставьте возможность каждому желающему сообщить о незаконной свалке. Если поступила информация о свалке, место, где она находится, отметьте на карте значком. Следите за ходом работ по ликвидации свалки. Информируйте о нем заявителя.
  2. Создайте карту несанкционированных мусорных свалок вашего муниципального образования.
  3. Разместите ее на официальном сайте муниципального образования. Привлеките к работе над картой общественность.
  4. Ликвидированные свалки обозначайте значками другого цвета. Такие карты созданы во многих муниципалитетах России. Этот интернет-ресурс повысит доверие населения к органам местной власти.

Если не создать муниципальную карту несанкционированных свалок, жители муниципального образования начнут размещать информацию на других интернет-ресурсах.

О нарушениях на вашей территории узнает большое число пользователей, в том числе представители контрольных органов.

Так, в 2017 году Центр общественного мониторинга ОНФ создал общероссийскую интернет-карту свалок в рамках проекта «Генеральная уборка». Карта находится на сайте kartasvalok.ru. На нем пользователь может оставить сообщение и отметить место незаконной свалки в любом регионе.

Граждане могут сообщать о несанкционированных свалках через другие интернет-ресурсы:

  1. проект «Экофронт» (ecofront.ru);
  2. сайты «Альянса зеленых» (russian-greens.ru), Сообщества активных граждан (igrajdanin.ru);
  3. проект «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru).
  4. «Экологическую карту России» (ecokarta.ru);

Не все жители муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, имеют постоянный доступ в интернет. Возможно, некоторым пожилым людям будет трудно пользоваться картой несанкционированных свалок. Поэтому сделайте доступными и другие способы связи.

Например, разместите на официальном сайте муниципального образования телефоны горячей линии и форму обратной связи, через которую можно сообщить о стихийной свалке.

Похожие материалы

  1. У челябинского регоператора ТКО забирают контракты на 2,7 миллиарда. Участники рынка отменили торги на вывоз мусора
  2. ОНФ готовит уголовное дело для мэра Нефтеюганска. Известному экологу из Сургута перекрывают доступ к 500 миллионам
  3. Гордума Екатеринбурга обвинила в прожектерстве авторов Генплана. Депутаты заступились за парк стадиона РТИ и выступили против железной дороги в жилых кварталах
  4. Челябинский регоператор выкачивает из бюджета миллиард. ФАС отказалась сдержать тарифы на вывоз ТКО
  5. «Центр коммунального сервиса» Челябинска раздал 6,5 млрд рублей без торгов. Регоператор ТКО готовит повышение тарифов на вывоз мусора
  6. «Спецавтобаза» не может найти клиентов. Для борьбы с потерями поправят Жилищный кодекс

Круглосуточный пикет

С вечера 7 марта горожане начали выходить на одиночные пикеты у въезда на карьер около микрорайона «Восточный» с плакатами «Звенигород — не помойка», «Полигон в черте города — мусорный беспредел!», «Нет мусорным отходам!».

Люди стоят круглосуточно, сменяя друг друга.
Одиночные пикеты у карьера в Звенигороде

Прокуратура проверит мусороперегрузочные станции города

Челябинский ОНФ заявил о росте числа нелегальных свалок на территории области. Общественники уверены, что реформа ТКО не смогла стабилизировать ситуацию.

Основываясь на данных регоператора ООО «Центр коммунального сервиса», эксперты Народного фронта заявляют, что порядка 140 тысяч тонн отходов, ежегодно образуемых в челябинском кластере, не довозятся до полигонов. Фактически тонны ТКО остаются в черте крупных городов и оседают на несанкционированных свалках.

Фактически тонны ТКО остаются в черте крупных городов и оседают на несанкционированных свалках. Ответственность за ликвидацию скоплений мусора лежит как на регоператоре ТКО, так и на администрации муниципалитетов. Однако стороны не координируют совместно эту работу, а перекладывают обязанности друг на друга и не признают существование незаконных свалок как таковое.

Тем временем нелегальные скопления мусора разрастаются в муниципалитетах.

Представители челябинского регионального отделения ОНФ заявляют о росте несанкционированных свалок в черте крупных городов и в небольших муниципалитетах.

Сообщения о скоплениях мусора поступают от местных жителей с конца 2018 года. В частности, по данным ОНФ, крупная несанкционированная свалка возникла в поселке Петровский Красноармейского района. Площадь территории, где нелегально складируются отходы, составляет порядка 300 кв.

м. Ситуация осложняется тем, что к ТКО добавляются канализационные стоки.

«Фронтовики» уже обратились в администрацию муниципалитета, прокуратуру и Министерство экологии, однако ситуация не изменилась. «По дороге к поселку идет вереница машин, которые вывозят мусор. Сюда же едут ассенизаторы. Мы озвучили в Минэкологии номера двух автомобилей.

Однако свалка по-прежнему функционирует», – рассказал изданию эксперт ОНФ Виталий Вороной.

В Сосновском районе, по сообщениям жителей, из нескольких поселков не вывозится мусор, причем при их обращении к регоператору ООО «Центр коммунального сервиса» последний данные факты отрицал.

Помимо этого, жители указывают на нелегальные свалки на территории муниципального образования. И ОНФ предоставил географические координаты чиновникам администрации района. Однако муниципалы потребовали также прислать кадастровые номера земельных участков, что, по мнению «фронтовиков», вызвано желанием намеренно затянуть процесс.

По словам Виталия Вороного, количество нелегальных свалок, а также объем размещенных отходов продолжает расти. На основании данных, ранее предоставленных в прокуратуру региональным оператором ООО «ЦКС», объем вывозимых из челябинского кластера ТКО существенно ниже накапливаемых отходов.

«ЦКС предоставил в прокуратуру данные по мусоросбору в челябинском кластере за неделю. Мы пересчитали эти данные, и выяснилось, что порядка 140 тысяч тонн образуемого мусора в год не довозится до полигонов. Для сравнения, 140 тысяч тонн ТКО – это годовой объем мусора в Магнитогорске.

Вся эта масса оседает где-то на нелегальных свалках», – считает Виталий Вороной.

Контроль за несанкционированными свалками сейчас, по сути, делят региональный оператор и администрации муниципалитетов. Соответственно, в спорных случаях возможно перекладывание ответственности. «До Нового года была проведена инвентаризация – все нелегальные свалки, выявленные до 1 января 2020, должно ликвидировать руководство муниципалитетов.

После 1 января, если выявляется несанкционированное место скопления отходов, его убирает регоператор, после чего выставляет счет собственнику земельного участка. У регоператора есть соответствующая задача, он занимается выявлением незаконных свалок», – рассказал «Правде УрФО» начальник управления экологического просвещения Министерства экологии Челябинской области Виталий Безруков.

По данным директора ООО «Центр коммунального сервиса» Алексея Бубнова, на данный момент факты нелегального складирования отходов не выявлены. Сейчас регоператор работает с обращениями граждан и проводит собственные проверки территории и, в случае обнаружения нелегальных свалок, составляет акт.

При этом глава компании подчеркивает, что часто мусор остается складированным в непосредственной близости от контейнерных площадок, что не является свалкой, и ответственность за ее ликвидацию несет муниципалитет. «В течение пяти дней после поступления информации о нелегальной свалке мы должны заактировать ее, а также направить собственнику уведомление о необходимости ликвидации мусора в течение 30 дней.

Через месяц мы вывозим мусор самостоятельно, а стоимость работ предъявляем собственнику. На данный момент к нам ни одного сообщения о нелегальных свалках не поступало. Однако не надо путать несанкционированные свалки со складированием мусора на контейнерных площадках.

Последнее – это некачественная работа дворников. Есть, конечно, общественники, которые ведут свой учет несанкционированных свалок, однако почему-то к нам они не обращаются», – пояснил Алексей Бубнов.

Отметим, сегодня ОНФ также направил повторное обращение в прокуратуру области с просьбой проверить законность размещения мусороперегрузочных станций в Челябинске.

На данных точках мусороперевозчики выгружают отходы из специализированной техники, после чего мусор загружается в машины большей вместимости.

По словам Алексея Бубнова, в Челябинске находится 3 мусороперегрузочных станции. Они созданы для минимизации расходов перевозчиков, которые могут на указанных площадках загрузить отходы в обычные КамАЗы, и они уже повезут ТКО на полигон, в то время как дорогостоящая техника останется на территории города и продолжит работу.

В ЦКС подчеркивают, что мусор на данных площадках должен быть обработан в течение суток.

В Министерстве экологии поясняют, что мусороперегрузочные станции были обозначены в последних поправках в федеральном законодательстве «для облегчения работы регоператору».

При этом данные территории отсутствуют в терсхеме ТКО. ОНФ настаивает на том, что данные территории несут угрозу эпидемиологическому благополучию населения и указывает на возможность «повторения мусорного коллапса».

«Осенью прошлого года мы обнаружили незаконные точки складирования мусора на территории города, которые были названы представителями Министерства экологии и регоператора некими «мусороперегрузочными станциями»

.

Назвать их таковыми нельзя, ни о какой сортировке мусора речь не идет.

Это обычные несанкционированные свалки.

Размещение мусора таким способом влечет серьезные экологические и эпидемиологические риски для жителей города», – заявил Виталий Вороной. Отметим, выездную проверку указанных площадок также проведет региональное Управление Роспотребнадзора.

Автор: Полина Мудрова Предыдущая статьяСледующая статья Сентябрь 4, 2020 Сентябрь 4, 2020 Сентябрь 4, 2020 Сентябрь 3, 2020 Сентябрь 3, 2020 Сентябрь 3, 2020

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

.

Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования.

В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований. Ликвидация несанкционированных свалок При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

Документ ГОСТ 30772-2001 введен постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.

Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п.

7.8 ГОСТ 30772-2001). Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления. ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города.

Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора.

Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ.

В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017). Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления.

Исключение – свалки на землях лесного фонда Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета.

Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти.

Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П.

Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды. ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось.

Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления.

Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение.

Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст.

14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

. В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде.

К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных.

Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения.

Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. Суд удовлетворил требования прокурора.

Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010). Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников.

В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность.

На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник.

Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены. В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении.

Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5). Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию.

Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016). В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству.

Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти.

Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012). ВЫВОДЫ: Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования.

Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ.

Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку: Изъятие полномочий не избавляет от ответственности Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать.

Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки.

Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения). Штрафы за несоблюдение экологических норм варьируются в зависимости от области страны.

Чтобы не стать нарушителем, следует оставлять мусор в специально отведённых местах. Если самостоятельно это сделать не выходит, нужно обратиться в фирмы, занимающиеся вывозом и утилизацией отходов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+