Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Понятие крупная сделка для ооо

Понятие крупная сделка для ооо

Понятие крупная сделка для ооо

Справка о крупности сделки


Последующее за сделками судебное оспаривание трудно назвать редкостью. В такой ситуации судья, ведущий процесс, берет на себя обязанность по рассмотрению всей первичной документации организации, ради последующего назначения требуемой экспертной оценки. С данной целью бухгалтерия организации предоставляет справку о том, сколь крупной является обсуждаемая сделка. Порядок составления данной справки обязательно должен быть известен каждому бухгалтеру.

Искомая бумага после составления заверяется руководящим лицом организации, а также главным представителем бухгалтерского отдела. После того, как справка была получена, ее лучше всего предоставить в Росреестр, дабы имела место последующая фиксация факта передачи имущества и прав владения им другому лицу.

Образец справки o крупности сделки

Процесс одобрения сделок

Для проведения этой процедуры проводится собрание членов ООО. Ему предшествует составление проекта решения одобрения, который содержит такую информацию:

  1. данные о приобретателе.
  2. стоимость покупаемого объекта;
  3. описание предмета торгов;

При проведении торгов приобретатель не фигурирует.

Подобное условие также применимо в иных случаях, когда приобретатель заранее не известен.На таком мероприятии должны присутствовать все участники Общества, которых заранее уведомляют о предстоящем собрании. Руководитель проводит его, соблюдая требования ФЗ об ООО, а также установками, зафиксированными в уставных и других регламентирующих документах. В ходе собрания возможен перерыв, его продолжительность определяют члены ООО.После рассмотрения вопроса проходит обсуждение, и выносится окончательное решение.

Если сделка одобрена, этот факт фиксируется в протоколе собрания. Решение считается легитимным с момента подписания документа (протокола), если оно принято в рамках правового поля.

пример протокола общего собрания участников ООО в формате .doc (Word)Если в протоколе не хватает веских аргументов для принятия положительного решения, сделка считается не одобренной.В ООО может быть создан совет директоров. Если цена контракта оценивается от 25% до 50% от балансовой стоимости, этот орган уполномочен самостоятельно решать, признавать крупность операции или нет.Более подробно о принятии решения об одобрении проведения крупной сделки Вы можете узнать и из представленного видеоролика.

Если ООО состоит из одного участника

Правила одобрения сделки, если в обществе только один участник несколько иные. Когда этот участник выступает в качестве исполнительной власти, т.е.

числится в качестве исполнительного или Генерального директора, то в таких случаях получать одобрение не нужно. Если этот человек не оформлен директором, то следует от его имени составить простое письменное разрешение.

Крупная сделка для ооо: понятие, расчет, порядок одобрения в 2018 году

Устав компании должен содержать информацию о том, как будут проводиться крупные сделки:

  1. без каких бы то ни было разрешений.
  2. при наличии согласия учредителей общества;
  3. если даст разрешение совет директоров;

Если в уставе таких сведений нет, то применимы положения п. 3 ст. 46 ФЗ № 14, и одобрять сделку будет общее собрание участников ООО.

Чтобы определить крупную сделку, что прописана в уставе предприятия, учитывают несколько критериев:

  1. как оценивается деловая операция.
  2. какие объекты являются имущественной частью;
  3. какие действия производятся с такими объектами;

Иногда необходимо доказать, что сделка не является крупной. В законодательстве не указано, как составить соответствующий документ.Налоговый контроль проводится для проверки полноты начисления и уплаты сборов и налогов (на прибыль, НДС, НДФЛ, НДПИ). Любая крупная сделка подлежит регистрации в соответствующей службе.

Контролю подлежат договора, отвечающие определенным требованиям ценообразования.

В НК установлены следующие критерии:

  • Одна из сторон выступает в качестве налогоплательщика НДПИ, рассчитываемого по тарифу в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое (драгметаллы и камни, нефть и продукты ее переработки, черный и цветной металл, минеральные удобрения). Стоимостный критерий для таких договоров — 60 млн.
  • Сумма доходов по договорам за соответствующий период превышает 1 млрд. руб. (с 2014 года).

Какая сделка считается крупной для ООО

В актуальном законе об ооо крупная сделка обозначена как договор, который может считаться крупным для следующих форм собственности: ооо и ао. Этот термин применим к заключаемой сделке при ее соответствии определенным критериям и с учетом организационно-правовой формы юрлица. Сюда можно причислить и группу объединенных взаимосвязанных сделок.

В роли признаков взаимосвязи этих договоров выступают такие параметры: однородность, достаточная близость по дате их проведения, одинаковый перечень участвующих лиц и один приобретатель, общая хозяйственная цель. Само понятие крупной сделки для ооо определено в соответствующем Федеральном законе №14, в статье 46. Здесь описан обозначенный термин и даны подробные разъяснения относительно всех аспектов поставленного вопроса.

Согласно этому законодательному акту установлено два ключевых критерия крупной сделки для ООО:

  1. Установление факта выхода за границы обычной хозяйственной деятельности организации
  2. Сравнительная стоимость конкретного объекта с общей балансовой стоимостью имеющихся активов предприятия

В понятие имущества, выступающего объектом сделки, входит оборудование, недвижимые объекты, прочие вещественные объекты, акции в бездокументарной форме, денежные средства, объекты интеллектуальной собственности. Крупная сделка для ооо может быть зафиксирована и в основном уставном документе конкретной компании. Качественный критерий, согласно которому выполняется оценка заключаемого контракта, включает в себя два элемента:

  1. Объект, определяющий правовую связь с имуществом
  2. Действие, выполняемое с указанным имуществом

Количественный критерий во время оценки договора становится первоочередным.

Определение крупной сделки для ооо предусматривает отчуждение или приобретенного им имущества стоимостью в размере 25% всего имеющегося у общества имущества, или имеет стоимость выше этого порога.

Устав организации может содержать более высокий лимит, согласно которому сделка будет признаваться крупной.

К группе крупных сделок, предполагающих получение одобрения, согласно уставу общества могут быть причислены следующие разновидности операций:

  1. Контракты поручительства и договоры залога имущества
  2. Кредитные договоры
  3. Прочие виды контрактов
  4. Покупка и продажа ценных бумаг, недвижимого имущества и пр.
  5. Сделки мены, дарения, перевода долга

Главный внутренний закон ооо может также относить к группе крупных любые сделки, стоимость которых превышает установленный порог.

Сопоставление балансовой стоимости имеющихся у компании активов проводится с:

  1. Балансовой либо договорной стоимостью, установленной для отчуждаемого имущества – используется максимальный из двух показателей
  2. Ценой акций, доступных для покупки вследствие появления обязательства по направлению обязательного предложения
  3. Ценой приобретения данного объекта

Указанные показатели служат базой сравнения. Понять, что является крупной сделкой для ооо и ао, можно ориентируясь на следующие правила.

Ооо производит сравнение объекта подписываемой сделки со стоимостью своего имущества, зафиксированной в соответствии со сведениями бухгалтерского отчета за крайний отчетный период. В ситуации с ао базой сравнения служит балансовая стоимость активов этой организации на крайнюю отчетную дату, что зафиксировано в ст.78 ФЗ №208. Разъяснение термина крупной сделки для организаций указанных организационно-правовых форм схоже, однако есть и нюансы.

Ключевое отличие понятия крупной сделки для ао и ооо заключается именно в том, что организации с первой формой собственности учитывают общую стоимость активов в роли базы сравнения, а в случае с ооо за основу берется стоимость имеющегося у него имущества.

Исчисление стоимости имущества ооо и активов ао осуществляется в соответствии с актуальными данными бухучета. Объект сравнения общества устанавливают по одинаковым критериям. Различия появляются только с учетом конкретной разновидности проводимой операции. Сделки, проводимые обществом в процессе реализации им привычной хозяйственной деятельности, не принадлежат к числу крупных.
Сделки, проводимые обществом в процессе реализации им привычной хозяйственной деятельности, не принадлежат к числу крупных.

Не берется во внимание стоимость объекта заключаемого контракта.

Постановление Пленума ВАС РФ №28 определяет, что обычная хозяйственная деятельность подразумевает под собой выполнение любых операций, принятых в текущей деятельности организации. Факт подписания этим обществом договоров подобного рода в предыдущих периодах не признается значимым.

Сюда входят:

  1. Получение займа, имеющего целевым назначением оплату текущих операций организации
  2. Продажа готовой продукции
  3. Контракты, связанные с покупкой организацией материалов и сырья для реализации производственно-хозяйственной деятельности

Обычной хоздеятельностью общества можно считать контракт, подразумевающий под собой покупку оптовой партии товара с целью его последующей розничной продажи.

Сделка не признается принадлежащей к обычной хозяйственной деятельности общества исключительно с учетом следующих параметров:

  1. Произведена в рамках зафиксированного в ЕГРЮЛ либо уставном документе общества основного вида деятельности
  2. У ООО есть разрешение на ведение данного вида деятельности

Не принадлежат к обычной хозяйственной деятельности и сделки, которые не свойственны данной организации: договор цессии, уступки доли в уставном капитале иного ооо, ипотечный договор, покупка и продажа векселей, покупка дорогостоящих основных средств. Конкретный перечень сделок, принадлежащих к обычной хозяйственной деятельности общества, законодательно не установлен.

Для участия в тендере в ряде ситуаций требуется должным образом составленная справка о крупности сделки. Документ необходимо подтвердить подписью руководителя компании и ее главного бухгалтера. Справка такого вида нужна также для предъявления в Росреестре с целью регистрации перехода прав на недвижимость.
Справка такого вида нужна также для предъявления в Росреестре с целью регистрации перехода прав на недвижимость.

Здесь можно ознакомиться с образцом заполнения и оформления решения об одобрении крупной сделки

Последствия заключения крупной сделки без ее одобрения

В том случае, если крупная операция с имуществом ООО была проведена без соответствующего одобрения, любое заинтересованное лицо (само общество, член совета директоров либо участник, обладающий долей больше 1%) вправе обратиться в суд для признания ее недействительной. При этом правовым основанием оспаривания такой сделки служат положения ст.

173.1 ГК РФ, которые указывают, что недействительной признается сделка, совершенная без одобрения третьих лиц, если оно обязательно в силу закона. Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в .

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Также важно помнить, что п. 2 ст.

173.1 ГК РФ предусмотрено обязательное условие для признания сделки недействительной — знание контрагента о том, что сделка является крупной для ООО и отсутствует ее одобрение.

В случае недоказанности данного условия суд, согласно требованиям п. 5 ст. 46 ФЗ № 14, обязан отказать истцу в признании сделки недействительной. *** Подводя итог, отметим, что обособление крупных сделок и обязательность их одобрения владельцами ООО является одной из гарантий стабильной хозяйственной деятельности компании и предотвращения ущерба от деятельности ее должностных лиц.

*** Подводя итог, отметим, что обособление крупных сделок и обязательность их одобрения владельцами ООО является одной из гарантий стабильной хозяйственной деятельности компании и предотвращения ущерба от деятельности ее должностных лиц. Еще больше материалов по теме в рубрике: «».

Рейтинг Поделиться Предыдущий материал Юридическая консультация После прочтения остались вопросы? Звоните по номеру и наши юристы проконсультируют Вас!

Звонок бесплатный. Советуем прочитать 13 января 2020 1 15 октября 2020 0 20 марта 2020 0

Подписаться на рассылку Подписаться

Совершение крупной сделки

После получения одобрения запускается процедура оформления операции.

Если предполагается, что заключение договорных обязательств проходит через процедуру аукциона, конкурса, тендера, то в документах на участие в торгах, обязательно указывается информация об одобрении такой операции общим собранием учредителей. В случае если заранее известна вторая заинтересованная сторона, то руководитель заключает договор и организует выполнение обязательств. Операция считается совершенной, если условия заключённого договора совпали с ранее одобренными, т.

е. сохранена цена, предмет договора, условия для заключения, сторона выгодоприобретателя.

При отклонении от этих условий, неполном их соблюдении, сохраняются риски о её расторжении.

Что ждет ООО, заключившую крупную сделку без одобрения (последствия)

Если одобрения сделки не производилось, но оно является обязательным, то участники компании, контрагенты, заинтересованные лица, члены совета директоров, вправе подать в суд заявление с целью признания заключенного соглашения недействительным. В силу положений ст. 173.1 ГК РФ недействительным признается такое соглашение, по которому не было получено одобрение, если таковое обязательно в предусмотренном законом случаях.

Заявителю при рассмотрении дела потребуется доказать, что сделка действительно крупная, и она не была одобрена до ее совершения, либо после.

*** Таким образом, если сделка является крупной, обязательно ее одобрение, поскольку в противном случае она может быть признана недействительной со всеми вытекающими последствиями.

Судебная практика по статье 46 Закона об ООО:

  1. Кроме того, покупателем не произведена оплата приобретенного по сделке недвижимого имущества. Обстоятельств, при которых согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью суд отказывает в удовлетворении иска о признании недействительной крупной сделки, совершенной с нарушением предусмотренных законом требований к ней, суды не установили.
  2. При таких условиях у судов имелись основания для признания в соответствии со статей 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации оспариваемой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности. Нормы права применены правильно.
  3. При рассмотрении спора судами установлено, что спорный договор является для общества «Лубянка» крупной сделкой, подпадающей под регулирование норм статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

+Еще.

Понятие крупной сделки для юридических лиц.

Предоставлении сведений о крупной сделке при размещении заказов для госнужд

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой. Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума

«Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество»

в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г.

Закон № 94-ФЗ был дополнен гл.

3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”. Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.Определение крупной сделки Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.Крупная сделка для хозяйственных обществДля ООО, в соответствии со ст.

46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО: • связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества; • может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок; • уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества.

Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство. При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором – 25% от стоимости имущества.Крупная сделка для унитарных предприятий В соответствии со ст.

23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п.

13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ).

Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст.

14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных.

В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности. Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.

Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19

«О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах»

, а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001.

№ 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее – информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся: • сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности; • сделки по реализации готовой продукции; • сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п.

5 информационного письма № 62). При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами.

И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Это подтверждается и судебной практикой.1 ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников.

При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п.

3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ. Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной. Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников. Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества.

При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности. В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату.

При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным. Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п.

3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство).

Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие. Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров.

Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т.

к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г.

было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п.

13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ. Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г.

№ 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы: • обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов); • копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения; • проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки; • подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета; • сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная). Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.

Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок.

Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета. Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.Крупная сделка: за и против В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения. Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения: • учредительные документы юридического лица; • сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; • сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату; • сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия; Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст.

41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т.

ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной.

Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” – от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика – ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров. 3.См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2005 № А72-9071/04-24/481.

  1. , эксперт ООО “Центр подрядных торгов в строительстве”

Источник: Журнал (ежеквартальное приложение «Административная практика ФАС»).

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Сделки с заинтересованностью

Первым изменением, на которое стоит обратить внимание, является замена аффилированных лиц на лицо контролирующее и подконтрольное.

Согласно легальному определению, приведенному в п. 1 ст. 45 Закона об ООО контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Соответственно, теперь для целей определения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, необходимо ориентироваться не на аффилированность лиц, а на лиц, признаваемых контролирующими, при этом перечень оснований, исходя из которых определяется заинтересованность, стал закрытым и не может быть уточнен в уставе компании. В целом дефиниция, приведенная в законе, является достаточно понятной, вместе с тем, представляется, что на практике могут возникнуть сложности с определением контролирующих лиц, поскольку информация о заключаемых компаниями соглашениями, касающихся возможности осуществления контроля, не всегда может быть открыта и доступна, в отличие, например от данных ЕГРЮЛ, позволяющих четко установить процент владения долей в уставном капитале. Лица, признаваемые заинтересованными в совершении сделок обществом, теперь должны доводить информацию о так называемой потенциальной заинтересованности не только до сведения общего собрания участников общества, но и до сведения совета директоров – в случае его образования.

Важнейшим с практической точки зрения изменением следует признать отмену обязательного предварительного согласия на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

По новым правилам Общество (в лице единоличного исполнительного органа) обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) – также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Указанные извещения направляются в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания его участников.

Член совета директоров, а также участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества, получившие извещение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также генеральный директор, вправе потребовать получения согласия на совершение сделки. Помимо направления извещения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, компания обязана вести отчет о заключенных в отчетном году сделках. Отчет утверждается единоличным исполнительным органом общества, а также советом директоров (наблюдательным советом) общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом.

Такой отчет предоставляется для ознакомления всем, лицам, имеющим право участвовать в годовом общем собрании участников общества, при подготовке к его проведению. Федеральный закон № 343-ФЗ также внес коррективы в Закон об ООО в части определения органа, к компетенции которого относится согласование сделок с заинтересованностью.

Ранее сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, требовали одобрения общего собрания участников общества, по новым правилам согласие на совершение сделки может быть получено от общего собрания участников, а в случаях, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества также от совета директоров общества, в случае его образования в компании. Уставом общества (на основании единогласного решения всех участников) может быть установлен отличный от установленного Законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также установлено, что такой порядок к сделкам, совершаемым обществом, не применяется.

Терминология

Крупная сделка для ООО представляет собой отчуждение либо приобретение материальных ценностей обществом, стоимость которых превышает 25% цены всего имущества компании.

Оценка последнего проводится по бухгалтерской отчетности.

При этом расчет осуществляется за период, предшествующий дню, в который было принято решение об одобрении крупной сделки. Устав компании может устанавливать и более высокий процент. В соответствии с учредительным документом, крупная сделка для ООО может определяться и по иным критериям.

Так, к данной категории могут быть отнесены купля-продажа недвижимости, независимо от его стоимости.

Крупной может признаваться также любая сделка, сумма которой превышает определенную цифру (например, больше миллиона рублей).

Что является крупной сделкой

Понятие крупной сделки регламентируется статьей 46 14-ФЗ от 08.02.1998 г.

Оно подразумевает заключение контракта, при исполнении которого происходит отчуждение или приобретение имущества на сумму, превышающую 25% от стоимости активов самого ООО. Уставом организации может быть установлен и более высокий процент. Предметом договора в этом случае могут выступать не только товар или оборудование, но и ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности, денежные средства.

Чаще к разряду крупных относят следующие контракты:

  • Контракты залога имущества или поручительства.
  • Операции с ценными бумагами.
  • Дарение, мена или перевод долга.
  • Кредитные договоры.
  • Продажа или приобретение недвижимости.

Несколько взаимосвязанных сделок в некоторых случаях могут квалифицироваться, как одна крупная.

Признаками таких операций являются: близость их совершения по времени, участие одних и тех же лиц в заключении договора, однородность, единственная хозяйственная цель. Определять является ли сделка крупной следует на на основе данных бухгалтерских отчетов за период, предшествующий времени оформления договора. Порядок оценки рассмотрен в части 2 статьи 46 14-ФЗ.

При анализе учитывают два основных критерия:

  1. Соотношение суммы проводимой сделки с балансовой стоимостью активов компании.
  2. Выходит ли договор за рамки привычной хозяйственной деятельности организации.

Балансовая стоимость имущества компании указывается в строке 1100 бухгалтерского баланса. Ее нужно сопоставить с суммой контракта, который планируется заключить. Если результат деления суммы договора на сумму балансовой стоимости превосходит отметку в 0,25, то сделку можно считать крупной.

Пример: ООО «Ромашка» приобретает недвижимость на сумму 15 миллионов рублей.

Балансовая стоимость активов компании за предшествующий период — 50 миллионов рублей. Приобретение имущества попадает под характеристики крупной сделки.

Проводим расчет: 15 миллионов / 50 миллионов = 0,3.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+