Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Програма инвалида иппр рб

Програма инвалида иппр рб

Програма инвалида иппр рб

Пособие: “Реализация прав лицами, получивших инвалидность. Правовые аспекты.”


0 (практическое пособие) СКАЧАТЬ (413 КБ) » О нас. Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» (ОО «РАИК») – общественная некоммерческая организация, основана в 1997 году, объединяет инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующихся при передвижении креслом-коляской и инвалидов постельного режима.

Сегодня Ассоциация является уникальной и единственной организацией в Беларуси, объединяющей людей с ограниченными физическими возможностями самой тяжёлой первой группы.

В организации все её сотрудники, в том числе и руководство, передвигаются на инвалидных колясках. ОО «РАИК» входит в состав Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, где представляет, лоббирует и отстаивает интересы людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Так же ОО «РАИК» занимается различной помощью инвалидам-колясочникам: реабилитация инвалидов, обучение, организация досуга, спортивные мероприятия, благотворительная помощь и многое другое.

Основными программами, которые реализует Ассоциация, являются: «Первый контакт», «Лагеря активной реабилитации» и «Безбарьерная среда».

Введение: Данное пособие составлено в рамках программы «Первый контакт» и предназначено для лиц, в силу стечения жизненных ситуаций (перенесенной травмы или заболевания), ставшими «лицами с ограниченными физическими возможностями», а также для их близких и родственников.

Поскольку ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» объединяет лиц, передвигающихся на кресле-коляске и «лежачих» пациентов, мы рассмотрим наиболее «острые» случаи, когда лицо после лечения в стационаре и проведенной реабилитации, направляется домой с частичной утратой двигательных функций или со способностью перемещается только на кресле-коляске. Прежде всего, когда человек и его семья попадают в «экстремальную» ситуацию (нахождение в медицинском стационаре), то большинство социальных и санитарно-гигиенических проблем регулируются медперсоналом или не осознаются в полной мере, но вернувшись домой, все проблемы возникают вновь и обостряются.

Расходы на необходимые санитарно-гигиенические нужды и средства реабилитации сказываются даже на бюджете семей с достатком гораздо выше среднего, а если еще возникает необходимость постоянного ухода (пусть на первых порах) за лицом, перенесшим травму (заболевание) – расходы возрастают многократно. Перед таким лицом и его окружением встаёт вопрос о получении инвалидности.

И не стоит драматизировать само понятие «инвалид», как что-то постыдное или неполноценное! Мы бы данное понятие определяли, прежде всего, как социальный статус лица с ограниченными физическими возможностями. Этот статус может быть временным, на период более короткий или более длительный, так и постоянным, когда лицо не в состоянии самостоятельно справляться с встающими перед ним проблемами медицинского, социального и финансового характера.

Получение инвалидности позволит хоть как-то разрешить часть жизненных проблем, встающих перед лицом с ограниченными физическими возможностями и его семьей.

В тех «экстремальных» случаях, которые мы рассматриваем, речь может идти только о лицах, получивших 1 группу инвалидности. Условиями признания гражданина инвалидом являются:

  1. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
  2. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  3. ограничения жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

Так как медицинские и социальные службы в нашей стране действуют по «заявительному принципу», в большинстве случаев лица, попавшие в данную ситуацию и их близкие, не знакомы со всеми своими правами и порядком их реализации.

Поскольку основополагающие нормативные акты, регулирующие жизнь лиц с ограниченными физическими возможностями, такие как Закон Республики Беларусь

«О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»

, Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании», довольно громоздки и постоянно редактируются законодателем, мы постараемся привести документы прямого действия, имеющие непосредственное практическое применение в рассматриваемой ситуации.

(Все нормативные акты приведены в редакциях, действующих на 15.09.2013 г.). Согласно статье 47 Конституции Республики Беларусь, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности. Получение пособия по временной нетрудоспособности.

Лицо, получившее травму (перенесшее заболевание), в случае потери трудоспособности, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Законодательством предусмотрено право на получение пособия по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569. В соответствии с данным Положением пособие по временной нетрудоспособности назначаются в случаях:

  1. ухода за больным членом семьи, в том числе за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
  2. ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
  3. утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту;
  4. протезирования, осуществляемого в рамках оказания медицинской помощи в стационарных условиях протезно-ортопедической организации.

Пособие назначается на основании листка нетрудоспособности, выданного и оформленного в порядке, установленном законодательством.

Днем возникновения права на пособие является первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью. Положением предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности в случае заболевания или травмы назначается на весь период временной нетрудоспособности до дня ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней непрерывно, либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним, либо родственными заболеваниями или травмой. *** Обращаем особое внимание лиц, у которых вред, причиненный жизни или здоровью наступил при исполнении ими служебных (профессиональных) обязанностей по месту своей работы или иных договорных обязательств, что в этом случае действует определенный порядок ответственности нанимателя.

Определение степени утраты трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания регулируется нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1299

«Об утверждении Положения о порядке определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

, а также постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.01.2004 г. № 1/1

«Об утверждении инструкции по определению критериев степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и инструкции по заполнению программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания»

.

Отношения, связанные с ответственностью нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими своих трудовых обязанностей, регулируются главой 14

«Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

, Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530. Если законодательством или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности, то подлежат применению номы § 2

«Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина»

Главы 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В практике очень часто имеют место случаи, когда наниматель, стремясь избежать ответственности за несчастный случай на производстве, уговаривает потерпевшего работника оформить всё как «травму, полученную в быту», обещая компенсировать данную лояльность.

Многие, соглашаясь на данные уговоры и указывая в медицинских документах ложные сведения о произошедших событиях и обстоятельствах своей травмы, сами добровольно ухудшают своё юридическое положение. Лишая себя и свою семью получения в полном объеме всех выплат и компенсаций, предусмотренных законодательством в связи с утратой здоровья на производстве.

Перед принятием подобного решения, лицу, оказавшемуся в подобной ситуации и его близким, следует помнить, что идя на поводу у недобросовестного работодателя, вы сами сразу отказываетесь от своих прав и от денежных выплат, которые вам полагаются.

Реализацию и восстановление которых впоследствии не осуществить. Только сообщение правдивых и достоверных сведений о причине и месте получения заболевания с начала получения медицинской помощи, позволит Вам впоследствии в полной мере реализовать свои права в связи с утратой здоровья.

Установление инвалидности. Установление инвалидности у лиц старше 18 лет регулируется Главой 8 Инструкции

«О порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья»

, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25.10.2007 г. № 97. Согласно п. 47 данной Инструкции: «Основанием для установления I группы инвалидности является резко выраженное ограничение жизнедеятельности, соответствующее ФК 4, вследствие заболеваний, дефектов или травм, приводящее к стойко выраженной социальной недостаточности, требующее постоянного постороннего ухода (специального, медицинского и (или) бытового) и помощи других лиц, в случаях:

  1. выраженного снижения трех и более способностей в рамках ФК 3, приводящих к синдрому социальной компенсации.
  2. анатомического дефекта, установленного пунктом 60 Инструкции;
  3. заболевания с абсолютно неблагоприятным в отношении жизни прогнозом на ближайшее время вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент проведения медико-социальной экспертизы;
  4. резко выраженного нарушения функции одной из систем организма, приводящего к резко выраженному ограничению жизнедеятельности;
  5. выраженного нарушения функций двух и более систем организма, создающих синдром взаимного отягощения, приводящего к резко выраженному ограничению жизнедеятельности в одной из категорий жизнедеятельности;

Согласно п. 36 Инструкции, при комплексной оценке различных показателей, характеризующих нарушение основных категорий (критериев) жизнедеятельности человека, выделяют пять функциональных классов (далее – ФК) их выраженности (в процентах): ФК 0 – характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0%); ФК 1 – легкое нарушение (от 1% до 25%); ФК 2 – умеренно выраженное нарушение (от 26% до 50%); ФК 3 – выраженное нарушение (от 51% до 75%); ФК 4 – резко выраженное нарушение (от 76% до 100%).

Признание гражданина инвалидом осуществляется медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее – МРЭК) при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина на основе клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций основных видов нарушений функций и основных критериев жизнедеятельности.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения, оказывающей ему медицинскую помощь (далее – ВКК). Дата регистрации в МРЭК (далее – комиссии) направления на медико-социальную экспертизу является датой начала проведения медико-социальной экспертизы. Освидетельствование гражданина проводится по месту расположения комиссии не позднее 30 дней с даты регистрации в ней направления на медико-социальную экспертизу.

Гражданин, направленный в комиссию в период длительной временной нетрудоспособности, освидетельствуется вне очереди.

Если гражданин не может явиться в комиссию по состоянию здоровья, соответствующая запись вносится в направление на медико-социальную экспертизу.
Освидетельствование гражданина в указанном случае может проводиться на выездном заседании комиссии:

  1. по месту его жительства (месту пребывания);
  2. в стационарных учреждениях социального обслуживания.
  3. в организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь;

При невозможности организовать выездное заседание комиссии, заключение комиссии, в исключительных случаях, может быть вынесено заочно.

Заключение МРЭК объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), председателем комиссии устно в присутствии всех врачей-экспертов, проводивших освидетельствование, которые в случае необходимости дают ему разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Заключение МРЭК объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), председателем комиссии устно в присутствии всех врачей-экспертов, проводивших освидетельствование, которые в случае необходимости дают ему разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Заключение МРЭК выдается инвалиду (его законному представителю) в срок не позднее 3 дней после окончания медико-социальной экспертизы. Гражданину, признанному инвалидом (его законному представителю), комиссия выдает удостоверение инвалида, подтверждающее факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, причины инвалидности и сведений о сроке переосвидетельствования.

Детям в удостоверении инвалида указывается категория “ребенок-инвалид” и степень утраты здоровья.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать заключение специализированной, межрайонной (районной, городской) комиссии в 30-дневный срок на основании письменного заявления, подаваемого в комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу, либо в центральную комиссию. Индивидуальная программа реабилитации инвалида. При проведении медико-социальной экспертизы по установлению инвалидности, на МРЭК возлагается функция определения конкретных объемов, видов и сроков проведения реабилитационных мероприятий и формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее – ИПР инвалида) либо программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов”, ИПР инвалида состоит из трех разделов:

  1. программа медицинской реабилитации;
  2. программа социальной реабилитации.
  3. программа профессиональной и трудовой реабилитации;

При составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида врачи МРЭК обязаны проинформировать инвалида о предоставляемых правах.

При проведении реабилитации (статья 24 Закона) инвалиды имеют право на:

  1. привлечение представителей общественных объединений инвалидов на любом этапе проведения реабилитации;
  2. равное, уважительное и недискриминационное отношение к себе со стороны лиц, участвующих в проведении реабилитации;
  3. получение полной и достоверной информации о своих правах и возможностях, а также характере, качестве, условиях получения и проведения реабилитации;
  4. иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Форма ИПР инвалида и Инструкция о порядке заполнения ИПР инвалида утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.07.2011 № 65. Заполнение ИПР осуществляется после проведения освидетельствования инвалида МРЭК.

При определении нуждаемости инвалида в организации специальных условий для получения образования и создании необходимых условий для труда инвалида по рекомендуемым специальностям, профессиям, в ИПР указываются условия получения образования и необходимые условия труда, а также мероприятия по социальной реабилитации инвалида. В ИПР указывается исполнитель, который занимается медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитацией инвалида. Заполненная ИПР подписывается председателем МРЭК и инвалидом, либо его законным представителем, заверяется печатью.

После чего МРЭК обязано выдать заверенный экземпляр ИПР инвалиду, либо его законному представителю.

Инвалид или его законный представитель может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей, о чем делается соответствующая запись в ИПР. В случае утери (порчи) ИПР инвалида МРЭК выдает ее дубликат в порядке и сроки, установленные перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.

При выдаче дубликата ИПР в правом верхнем углу первой страницы ИПР делается запись “Дубликат”. Дубликат ИПР содержит дату его выдачи, заверяется подписью лица, составившего его, и печатью МРЭК.

С инвалидами, проходящими медицинскую, медико-профессиональную, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих учреждениях, независимо от срока пребывания в них, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя не допускается. Особенности регулирования труда инвалидов определены в Главе 21 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Особенности регулирования труда инвалидов определены в Главе 21 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Инвалидам с учетом ИПР инвалидов обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, цехах и на участках, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано ИПР инвалида. Одним из актов, способствующих реализации права на труд инвалидов, является Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.11.2006 № 1595. Согласно положений которого, для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают нанимателям независимо от форм собственности броню для приема на работу таких граждан на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии).

Финансирование мероприятий по выполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Лекарственное обеспечение. Право на льготы по лекарственному обеспечению инвалидов предоставляется в соответствии с нормами статьи 10 Закона Республики Беларусь

«О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»

. Инвалидам I и II группы, предоставлено право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств (установленных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2007 № 65), а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения).

Получение пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников.

Перед лицом, попавшим «экстремальную» ситуацию, и его окружением, в связи с дисфункцией организма, почти всегда возникает проблема с применением изделий санитарно-гигиенического назначения ежедневного потребления (мочеприемники, наружные урологические катетеры, подгузники и т.п.). В настоящее время, как правило, не стоит вопрос «Где достать?». Аптечные и торговые сети предоставляют разнообразный выбор данной категории товаров.

Но финансовые расходы, связанные с их приобретением, существенно отражаются на любом семейном бюджете. Предоставление государственной адресной социальной помощи населению в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предусмотрено Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи».

В соответствии с нормами Указа, социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья и инвалидам I группы. Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения ВКК государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках. Медицинские показания для обеспечения подгузниками детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющих IV степень утраты здоровья, инвалидов I группы определены постановлением Министерством здравоохранения от 21 мая 2012 г.

№ 49. Согласно данного постановления, медицинскими показаниями для обеспечения подгузниками инвалидов I группы, являются заболевания, осложненные полной невозможностью удовлетворения и контроля регуляции физиологических отправлений и (или) резко выраженным нарушением функции мочевого пузыря и толстого кишечника в виде недержания мочи и (или) кала при невозможности коррекции с помощью лекарственных, технических или иных вспомогательных средств при следующих состояниях: гемиплегии, резко выраженном парезе обеих верхних конечностей, выраженном трипарезе, тетрапарезе, тетраплегии, резко выраженном парезе или параличе обеих нижних конечностей в сочетании с парезами верхних конечностей, резко выраженных вестибулярно-мозжечковых нарушениях, резко выраженных амиостатических нарушениях, резко выраженных гиперкинетических нарушениях, а также при резко выраженном ограничении способности к контролю своего поведения, к передвижению и к самообслуживанию.

Более подробную информацию по данной проблематике Вы можете получить в статьях «Как получить деньги на подгузники»(1 и 2 часть) размещенных на сайте ОО «РАИК» www.raik.by. Получение технических средств социальной реабилитации. В связи с утратой лицом с ограниченными физическими возможностями части жизненных функций, немаловажная роль возлагается на технические средства социальной реабилитации, способных в какой-то мере или полностью, компенсировать утраченные функции.

Обеспечение инвалидов I группы техническими средствами социальной реабилитации (инвалидная коляска, подушка противопролежневая для сидения в инвалидной коляске, матрац специальный противопролежневый и т.п.) происходит в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007 № 1722. Данным постановлением утвержден Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, а также Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите и Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации государственными организациями здравоохранения. Абсолютное большинство технических средств социальной реабилитации, указанных в реестре, инвалидам I группы предоставляются бесплатно.

Обеспечение техническими средствами социальной реабилитации осуществляется на основании ИПР инвалида или заключения ВКК государственной организации здравоохранения по месту жительства гражданина. Их выдача осуществляется через управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства, организации здравоохранения или Белорусским протезно-ортопедическим восстановительным центром (далее – БПОВЦ) и его филиалами.

Важно знать, что в Беларуси выпускаются разные инвалидные коляски – прогулочные, комнатные, активные, электрические.

Эти типы колясок представлены разными моделями. Например, коляска активного типа выпускается в двух вариантах. Для того что бы получить коляску активного типа в заключении ВКК или ИПР инвалида должно быть указано: «кресло-коляскаактивного типа «Гепард»», либо «кресло-коляскаактивного типа КВ АК ЦСИЕ.03.481.00.00.00» с указанием размера коляски.

Кроме Заключения ВКК, для получения кресла-коляски активного типа инвалиду требуется наличие сертификата (справки) о прохождении обучения по пользованию коляской активного типа. Сертификат выдаётся по окончании курса на БПОВЦ или после курса в лагере активной реабилитации, проводимым ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников».

Для обеспечения средствами реабилитации по индивидуальному проекту (статья №19 реестра), в ИПР инвалида или медицинском заключении ВКК должны быть указаны физиологические особенностей гражданина (вес, рост и другие особенности).

При травме в шейном отделе позвоночника, с 2014 года Вы можете заказать коляску активного типа с прорезиненными обручами. ИПР инвалида или медицинское заключение ВКК обязательны для исполнения БПОВЦ. Для получения средства социальной реабилитации гражданину необходимо представить:

  1. индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР инвалида) или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (заключение ВКК);
  2. документ, удостоверяющий личность;
  3. удостоверение инвалида I группы.
  4. заявление;

Граждане, имеющие право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях, подают указанные документы, в течение срока действия ИПР инвалида или заключения ВКК о нуждаемости их в средствах реабилитации.

Заключение ВКК оформляется и выдается гражданину в день заседания ВКК. ИПР инвалида выдается гражданам в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, после прохождения ими медико-социальной экспертизы в медико-реабилитационной экспертной комиссии.

Одновременно с получением заключения ВКК или ИПР инвалида граждане получают информацию об условиях получения средства реабилитации. С более подробной информацией о получении и эксплуатации противопролежневых подушек, электроколяски и кресла-коляски активного типа «Гепард», а также о других технических средствах социальной реабилитации Вы можете ознакомиться на сайте ОО «РАИК» www.raik.by.

Пособие по уходу. Почти всегда лицо, получившее 1 группу инвалидности, нуждается в постоянном постороннем уходе. Для осуществления которого, близкие или члены семьи часто вынуждены оставить работу. Условия и порядок назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы, определены Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2006 г.

№ 1149. Согласно данному Положению, право на пособие по уходу за инвалидом I группы (далее – нетрудоспособный гражданин), имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе (далее – лицо, осуществляющее уход), осуществляющие постоянный уход (далее – уход) за нетрудоспособными гражданами.

Под термином «постоянный уход» в данном Положении понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки.

Пособие назначается со дня обращения за ним лица, осуществляющего уход, в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) с заявлением и документами (паспорт или иной документ удостоверяющий личность, трудовая книжка заявителя). Пособие назначается на период ухода за нетрудоспособным гражданином. Назначение пособия производится Комиссией по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее – Комиссия) по месту жительства нетрудоспособного гражданина.

Комиссией устанавливается факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином. Данный факт подтверждается актом обследования, справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда.

В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путем опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись. Кроме этого, производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте указывается причина отсутствия его подписи).

Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, сельском населенном пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется. В случае проживания указанных лиц в разных населенных пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учетом конкретных обстоятельств.

При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Решение о назначении (отказе в назначении) пособия в виде копии протокола не позднее пяти дней со дня принятия такого решения выдается лицу, обратившемуся за назначением пособия, или направляется ему по почте. Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий по отношению к органу по труду, занятости и социальной защите комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее – комитет).

Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий по отношению к органу по труду, занятости и социальной защите комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее – комитет).

Жалоба на решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия (далее – административная жалоба) может быть подана в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.

Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет. Безбарьерная среда. После выписки из стационара у человека, передвигающегося в инвалидной коляске, встаёт вопрос об адаптации своего жилья для свободного пользования санитарно-гигиеническими комнатами и беспрепятственного выхода из квартиры. Согласно статье 27 Закона

«О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»

, жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, должны быть приспособлены для доступа и пользования инвалидами.

Приспособление указанных жилых помещений осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, в ведении которых находится жилищный фонд, с участием общественных объединений инвалидов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством. Приспособление жилых помещений для доступа и пользования инвалидами начинается с подачи письменного заявления в организацию, в ведении которой находится жилищный фонд.

В случае отказа создания безбарьерной среды, Вы вправе требовать письменный ответ с указанием причины. Это даст Вам право обжаловать действия организации в суде. В случае, если в организации, в ведении которой находится жилищный фонд, мотивируют отказ тем, что по какой-либо причине пандус не возможно построить, то они должны установить подъёмник.

На сайте по ссылкеhttps://raik.by/novosti/podyomnik-razrabotka-oo-raik/ есть информация о дешёвом электроподъёмнике, который является разработкой ОО «РАИК».

По адресу http://www.freeway.by/info/book/ Вы найдёте иллюстрированное пособие по созданию безбарьерной среды.

Транспорт. В жизни возникают ситуации, когда лицу с ограниченными физическими возможностями (инвалиду I группы) необходимо перемещаться в пространстве. И не важно, с какой целью: лечения, консультации, возвращения домой или поездки в гости.

С целью предупреждения административной ответственности и во избежание возможных конфликтных ситуаций с другими участниками движения (особенно на парковке транспортного средства на специально-обозначенных местах для инвалидов), рекомендуем при перевозке данной категории лиц устанавливать на транспортное средство знак «Инвалид». Согласно п. 203 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, по желанию водителя может быть установлен опознавательный знак: “Инвалид” – в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и с изображением символа дорожной таблички “Инвалиды” черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I, II группы, а также инвалидами III группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата или перевозящих таких инвалидов. В некоторых областных городах и районных центрах существуют социальные такси.

Вы можете воспользоваться его услугами, заказав через территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН) вашего города. В предоставление услуг социального такси не входят:

  • Доставка в лечебные учреждения для оказания срочной (неотложной) медицинской помощи;
  • Помощь в транспортировке и передвижении до транспортного средства;
  • Помощь в межэтажной транспортировке, передвижении по месту нахождения.

В случае необходимости выезда инвалида за пределы Республики Беларусь следует знать, что Положением о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 № 70, предусмотрено, что лица, следующие по удостоверениям инвалида I группы, а также лица, следующие с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет третьей или четвертой степени утраты здоровья, в автодорожные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, пропускаются вне очереди. Перевозка инвалидов железнодорожным транспортом происходит в соответствии с Инструкцией по организации перевозки и обслуживанию инвалидов железнодорожным транспортом (полный текст Инструкции, а также информация о специализированном вагоне для перевозки инвалидов приведен на сайте ОО «РАИК»www.raik.by).

Данное пособие затронуло лишь часть правовых аспектов жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями.

От всего сердца выражаем надежду, что оно окажет реальную помощь Вам и вашим близким в реализации приведенных прав на практике.

*В большинстве из приведенных нормативных актов распространение льгот и прав на лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения и членовредительства не предусмотрено.

Подготовили: Антон Свёкла, Инна Дигилевич Под общей редакцией Евгения Шевко. Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» 220004, Республика Беларусь, Минск, ул.

Раковская, д.36, оф.15. тел. (029) 7375577, 6309601. E-mail: Сайт: www.raik.by Теги: ОО «РАИК»пандускресло-коляскаИПРПособиеинвалидностьподъёмникинвалидная коляскалечениеМРЭКВККЗаконодательствоврачреабилитациятранспортпозвоночник 0

У инвалида появилась возможность отказа от установления неполного рабочего времени

Трудовым законодательством предусмотрена обязанность нанимателя по установлению инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации неполного рабочего времени.

Такая норма содержится в п. 2 части второй ст. 289 Трудового кодекса РБ (далее – ТК). Закон РБ от 11.11.1991 № 1224-XII

«О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»

(в редакции от 17.07.2009 № 48-З; далее – Закон) определил, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации выдается медико-реабилитационной экспертной комиссией. Форма индивидуальной программы реабилитации утверждена постановлением Минздрава РБ от 02.02.2009 № 10. Ниже приведен фрагмент этой программы.

Подпункт 2.3 разд. 2 «Профессиональная и трудовая реабилитация» индивидуальной программы реабилитации инвалида определяет нуждаемость инвалида в организации режима работы. В него вносится запись об условиях трудоустройства: полный рабочий день, неполный рабочий день, сокращенный рабочий день, сокращенная неделя, дополнительный выходной день, исключение ночных смен, работа только в первую смену и пр.

При наличии в указанном подпункте записи о нуждаемости инвалида в установлении неполного рабочего дня наниматель на основании п.

2 части второй ст. 289 ТК обязан установить данный режим работы инвалиду. Инвалид может отказаться от индивидуальной программы реабилитации Инвалиду позволено отказаться от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей. Такое право предусмотрено частью четвертой ст.

Такое право предусмотрено частью четвертой ст. 9 Закона. При этом наниматель освобождается от ответственности за ее исполнение.

На законодательную новеллу, закрепленную в части четвертой ст.

9 Закона, в частности на отсутствие в Законе механизма реализации ст.

9, обратил внимание Конституционный Суд РБ.

Свою позицию по реализации указанной нормы он высказал в решении от 10.07.2009 № Р-358/2009.

Конституционный Суд полагает, что освобождение от ответственности соответствующих государственных органов, организаций и лиц, занимающихся реабилитацией инвалидов, т.е. нанимателя, за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида может иметь место только при добровольном и осознанном отказе инвалида или его законного представителя от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей, причем при условии, что такой отказ подтвержден соответствующими доказательствами. Отказ от индивидуальной программы реабилитации подтверждается заявлением На практике добровольность и осознанность отказа инвалида от реализации отдельной части его индивидуальной программы реабилитации, в частности от установления ему в соответствии с подп.

2.3 его программы реабилитации неполного рабочего дня, подтверждается его письменным заявлением.

Исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида зависит не только от нанимателя, но и от самого инвалида, его желания и готовности осуществлять предусмотренные программой меры по реабилитации. Поэтому бесспорный отказ инвалида не может быть поставлен в вину нанимателю и является основанием для освобождения его от ответственности за неисполнение программы. Наниматель обязан принять отказ инвалида Наниматель принимает письменный отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации к безусловному исполнению независимо от того, согласен он с ним или нет, и издает соответствующий распорядительный документ.

Если в подп. 2.3 программы реабилитации инвалиду по Закону (в редакции Закона РБ от 17.07.2009 № 48-З) был установлен неполный рабочий день и в дальнейшем он отказывается от неполного рабочего дня, то наниматель издает приказ об отмене ранее установленного неполного рабочего времени работнику, являющемуся инвалидом, и продолжении его работы в обычном режиме.

В то же время отказаться от неполного рабочего дня, установленного работнику-инвалиду, по ранее действовавшему Закону на основании заключения МРЭК нельзя. От редакции: В данной статье рассмотрена только одна из особенностей, касающихся труда инвалидов.

А каковы должны быть действия нанимателя и кадровой службы организации, работнику которой установлена инвалидность? Детально эта тема представлена в статье юриста Жанны Герман «Работнику установлена инвалидность.

Алгоритм действий» в рубрике «Алгоритмы кадровых действий».

Профессиональная часть индивидуальной программы реабилитации инвалида № ____ Карты ИПР от «___» _____________ 20___ г. к акту медико-социальной экспертизы № ____ от «___» _____ 20__ г.

1.

Ф.И.О. (инвалида) ______________ Дата рождения __.___._______ г. 2. Адрес, домашний телефон _______________________________________ 3. ИПР разработан впервые, повторно (формирование, коррекция) 4.

Категория инвалидности (группа, причина) _______________________ 5. Диагноз ________________________________________________________ 6. Инвалидность установлена на срок до ___.______.________ г.

7. Образование ____________________________________________________ 8.

Профессия (специальность) ______________________________________ 9. Реабилитационно-экспертное заключение: — профессиональная часть реабилитации п/п Реабилитационные мероприятия Срок реализации, ответственные за реализацию ИПР Дата выполнения Исполнитель Обоснование причины не выполнения заполняет специалист территориального подразделения заполняет специалист, ответственный за реализацию ИПР 1 2 3 4 5 6 1. Психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми-инвалидами до 18 лет 2.

Техническое и профессиональное, послесреднее, высшее, послевузовское образование, через организации системы социальной защиты населения (вписать) 3. Трудоустройство 4. Условия трудоустройства (вписать) 4.1.

Организация режима работы: полный или сокращенный рабочий день и пр.

4.2. Исключение воздействия неблагоприятных производственных факторов 4.3. Создание специального рабочего места 5. Другие (вписать) — медицинская часть реабилитации мероприятие ____ дата разработки __.__.__ г.

Рекомендуем прочесть:  Как расчитать пенсию в прокуратуре

срок реализации __.__.__ г. мероприятие ____ дата разработки __.__.__ г. срок реализации __.__.__ г. — социальная часть реабилитации мероприятие ____ дата разработки __.__.__ г. срок реализации __.__.__ г. мероприятие ____ дата разработки __.__.__ г.

срок реализации __.__.__ г. 10.

Дата динамического наблюдения ___.__.______ 20___ г. Ф.И.О. ______________________________ _______________ начальника территориального (подпись) подразделения Штамп территориального подразделения 11. Дата реализации профессиональной части ИПР ____________________ Ф.И.О.

_____________________ ___________________ руководителя (подпись) 12.

Оценка результатов реализации профессиональной части реабилитации (подчеркнуть): восстановление нарушенных функций (полное или частичное), компенсация нарушенных функций (полная или частичная), отсутствие положительного результата. Ф.И.О. ________________________ ________________ начальника территориального (подпись) подразделения Штамп территориального подразделения

Что включает социальная реабилитация?

Социальную часть реабилитации проводят организации системы социальной защиты населения, специальные организации образования (психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции) и другие специализированные организации.Социальная реабилитация инвалидов включает:

  • обеспечение инвалидов техническими вспомогательными (компенсаторными) и специальными средствами передвижения;
  • предоставление специальных социальных услуг инвалидам на дому, в том числе детям-инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи;
  • предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой реабилитации:
  • обучение инвалидов основным социальным навыкам личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения;
  1. индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении;
  2. специалиста жестового языка для инвалидов по слуху – шестьдесят часов в год.

5.

предоставление специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях (организациях); 6. оказание правовой помощи в соответствии с Республики Казахстан; 7. иные виды социальной реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

6

Геронтологический профиль:

  • Консультация и наблюдение врача-специалиста (соответственно профилю пациента)
  • Дополнительный уход и наблюдение младшего и среднего медперсонала
  • ЭКГ
  • Развернутый биохимический анализ крови (общий белок, билирубин, липидограмма, мочевина, мочевая кислота, глюкоза, креатинин, кальций, магний, железо, АСТ, АЛТ, ЛДГ, щелочная фосфата, СРБ, ПТИ, ТТГ
  • Развернутый общий анализ крови
  • Анализ мочи по 11 параметрам
  • Медикаментозное лечение

Программа реабилитации инвалида

министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 10 сентября 2008 года № 236-п (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 6 октября 2008 года под № 5335) внесены изменения и дополнения в приказ министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 7 декабря 2004 года № 286-п «Об утверждении Правил разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 29 декабря 2004 года под № 3317).

В рамках настоящего обзора мы рассмотрим последнюю редакцию Правил разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее — Правила в соответствующих падежах).

Согласно Правилам, индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее — ИПР) — это документ, определяющий конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также виды социальной помощи, является обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и способов хозяйствования.

ИПР разрабатывается в течение месяца со дня освидетельствования инвалида территориальным органом Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее — территориальное подразделение) с привлечением (в случае необходимости) работников медицинских организаций, органов занятости и социальных программ и других организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия.

ИПР разрабатывается на срок установления инвалидности на основании заявления инвалида (или его законного представителя) с предъявлением следующих документов: 1) документа, удостоверяющего личность; 2) документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (копия книги регистрации граждан, справка сельских или аульных акимов); 3) заключения врачебно-консультационной комиссии медицинской организации (в случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования); 4) копии справки, подтверждающей инвалидность (в случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования); 5) медицинской карты амбулаторного больного.

В соответствии с Правилами ИПР состоит из: 1) карты ИПР; 2) выписки из карты ИПР; 3) медицинской части реабилитации; 4) социальной части реабилитации; 4-1) акта обследования социально-бытовых условий жизни инвалида, проводимого специалистами местного исполнительного органа); 5) профессиональной части реабилитации; 5-1) сведений о характере и условиях труда на производстве для работающих инвалидов (приложение 5-1). Медицинская, и/или социальная, и/или профессиональная части реабилитации разрабатываются в зависимости от результатов проведенной реабилитационно-экспертной диагностики и от потребности инвалида в проведении реабилитационных мероприятий, направленных на полную или частичную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, которые привели к установлению инвалидности. Согласно Правилам, утвержденные медицинская, социальная и профессиональная части реабилитации в трехдневный срок направляются: 1) в медицинскую организацию по месту жительства — медицинская часть реабилитации; 2) в орган занятости и социальных программ — социальная часть реабилитации, профессиональная часть реабилитации.

Медицинскую часть реабилитации проводят медицинские организации и другие специализированные организации независимо от форм собственности. Социальную часть реабилитации проводят организации системы социальной защиты населения, специальные организации образования (психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции) и другие специализированные организации независимо от форм собственности. Профессиональную часть реабилитации проводят организации системы социальной защиты населения, а также организации, проводящие образовательную деятельность на основе лицензии, полученной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Оценка эффективности проведенных мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной частям реабилитации осуществляется территориальным подразделением при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения. Для своевременной коррекции ИПР и разработки последующих мер реабилитации территориальное подразделение организует динамическое наблюдение, для чего определяет инвалиду контрольные сроки посещения территориального подразделения. Сроки динамического наблюдения за реализацией ИПР определяются датой завершения назначенных реабилитационных мероприятий.

По завершении проведенных реабилитационных мероприятий в соответствии с Правилами медицинская, социальная и профессиональная части реабилитации подписываются руководителем организации, предприятия, учреждения ответственным за реализацию ИПР, заверяются печатями и не позже одного месяца до указанного срока реализации возвращаются в территориальное подразделение. Заключение о реализации ИПР выносится территориальным подразделением после коллегиального обсуждения на основании оценки эффективности реализации медицинской, социальной и профессиональной частей реабилитации, утверждается начальником территориального подразделения, заверяется штампом для освидетельствования. Игорь ЛОСКУТОВ, начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПРА

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПРА (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г.Москве – органы социальной защиты и департамента здравоохранения по ТСР медицинского назначения).

Напомним еще раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПРА дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПРА, подкрепленные доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях, и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.Компенсации производятся в соответствии с » за самостоятельно приобретенное человеком с инвалидностью техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г.

№57н).Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, аналогичных техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня.

В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой находится на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для предоставления информации о размещении государственных заказов ().В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась, либо процедура закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени закупки технических средств реабилитации (услуг), проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. Информация о такой закупке должна располагаться на том же официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет .Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью (либо его законного представителя) о возмещении расходов.

Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, а именно:

  1. копии правоподтверждающих документов исполнителя.
  2. документа, удостоверяющего личность инвалида;
  3. страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  4. индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  5. копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок от даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.(При подготовке информации использованы материалы с сайта РООИ «Перспектива»)

  1. 70870 просмотров

Разделы индивидуальной программы

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает список мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций организма. Абилитация – это помощь в выработке новых навыков и умений. При оформлении группы медико-социальная экспертиза (МСЭ) оценивает степень нарушения основных функций организма, таких как:

  1. общения;
  2. самообслуживание;
  3. ориентация в пространстве;
  4. труд;
  5. контроль поведения;
  6. передвижение;
  7. обучение.

Затем эксперты оценивают степень выраженности каждого параметра.

На основании полученных данных они разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на компенсацию. Выполнение рекомендаций помогает инвалиду восстановить здоровье, вернуться в социум, решить психологические проблемы. Заполненный образец первого листа программы Помощь нетрудоспособным лицам осуществляется в следующих направлениях:

  1. помощь в обучении и трудоустройстве;
  2. социальные методы реабилитации.
  3. обеспечение техническими средствами;
  4. медицинские методы реабилитации;

Утверждённая форма ИПР

Вступившая в силу 1 января 2016 года, форма программы была утверждена приказом Минздравсоцразвития №528 от 31 июля 2015 года.

В начале ИПР содержатся персональные данные о человеке – не только анкетные сведения, но также срок актуальности программы. В форме содержатся дополнительные и общие разделы.

В частности, программа включает в себя план мер по: — медицинской абилитации или реабилитации; — профессиональному восстановлению; — социальной адаптации, реализации; — услуги по реабилитации и TCP.

Сроки получения карты

Согласно Постановлению Правительства №965 срок оформления ИПР составляет один месяц со дня подачи заявления. Также законодательно прописано необходимое ежегодное обновление этого формуляра, независимо от срока освидетельствования инвалидности у человека.

Даже при наличии бессрочной справки и пожизненного документального признания инвалидности карта подлежит переоформлению в положенный срок. При этом правительством рекомендована индивидуальная проработка бумаг для каждого случая отдельно. Просьбы от медперсонала, которые часто встречаются, особенно в случаях ИПР ребёнка-инвалида, об отказе от разработки программы незаконны.

Любая карта ИПР очень полезна для жизни человека с ограниченными возможностями, и различные программы, которые направлены на адаптацию недееспособного лица, доступны всем людям при наличии документа ИПРА.

Абилитация и реабилитация должны быть эффективными для инвалидов. Программа станет полезной только в том случае, если основой её станет не только федеральные возможности, а и глубокий подход к её осуществлению.

Возможно, вас заинтересует: Советуем почитать:

Особый подход к особым людям

Депутаты Палаты представителей готовят к первому чтению законопроект «О правах инвалидов и их социальной интеграции», который затрагивает интересы более полумиллиона человек, а также членов их семей. Часть значимых новшеств касается прохождения медико-реабилитационных экспертных комиссий и медицинской реабилитации лиц с инвалидностью. Что именно предлагается изменить в этой сфере, «Р» рассказала заместитель директора РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, кандидат медицинских наук Диана Казакевич.

Слово «абилитация» должно войти в обиход Одно из новшеств, которое предлагается закрепить в документе, — впервые закон будет содержать формулировку, что такое абилитация инвалида.

Терминология приводится в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов. — Абилитация инвалидов подразумевает комплекс мер, направленных на формирование и развитие функций, способностей, навыков к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности, которые ранее отсутствовали у данного человека, — поясняет Диана Казакевич. — До этого в законодательстве использовался только термин «реабилитация», что означает возвращение утраченных функций и навыков.

В отношении инвалидности, полученной, допустим, в результате травмы, этот термин верно отражал суть.

Но если речь шла о врожденной патологии, при которой многих функций изначально не было, а значит, и возвратить их нельзя, но можно только сформировать новые, он был неверен.

Соответственно в законопроекте появляется и термин «медицинская абилитация инвалида», а также определяются государственные гарантии медицинской реабилитации и абилитации в государственных организациях здравоохранения. В документе предлагается обозначить, что в стационарах и поликлиниках медицинская абилитация будет осуществляться на основании клинических протоколов и (или) методов оказания медпомощи и может включать ортезирование, а также санаторно-курортное лечение.

Предлагается также обозначить, что выполнять медицинскую реабилитацию и абилитацию могут не только организации здравоохранения, но и организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, другие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Программы — разные по возрасту Медики предлагают усовершенствовать положения, касающиеся индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР). Сегодня МРЭК разрабатывает и выдает единую для всех ИПР по результатам проведенной медико-социальной экспертизы лицам, признанным инвалидами, в том числе детям до 18 лет.

Инициаторы новшества хотят предусмотреть две разные ИПР — индивидуальную программу реабилитации (абилитации) инвалида и индивидуальную программу реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.

Объясняется это тем, что детский возраст имеет свои особенности восстановления и формирования новых функций и способностей.

При этом в законопроекте предлагают четко прописать, что именно будет входить в структуру индивидуальной программы реабилитации инвалида. Она должна включать общие данные об инвалиде, информацию об условиях и характере его труда, которые необходимо исключить, требования к организации специальных условий для получения инвалидом образования и к созданию необходимых условий труда, разделы медицинской, трудовой, профессиональной и социальной реабилитации и абилитации. Законопроектом предлагается четко определить порядок формирования индивидуальной программы реабилитации.

— Определять нуждаемость в медицинской реабилитации и абилитации, профессиональной, социальной и трудовой реабилитации, а также исполнителей по каждому разделу должны МРЭК, — объясняет Диана Казакевич.

— А вот что касается конкретных видов, форм и объемов мероприятий с учетом особенностей инвалида, а также сроков, порядка проведения мероприятий и ответственных за них, то это должны определять сами исполнители, указанные в соответствующих разделах ИПР. И еще одна новелла, касаемая индивидуальных программ реабилитации.

Законопроект дает право инвалиду (его законному представителю) в письменной форме отказаться от выполнения разделов индивидуальной программы реабилитации или отдельных ее мероприятий. Такой отказ освобождает госорганы, другие организации и ИП от ответственности за обеспечение исполнения.

При этом отказаться от всей ИПР нельзя.

Определять нуждаемость в реабилитации должны, по мнению медиков, МРЭК, а вот объем мероприятий, сроки и ответственных за выполнение — сами исполнители.

От МРЭК можно отказаться В законопроекте предлагается четко прописать норму, позволяющую гражданину отказаться и от направления на медико-социальную экспертизу.

Инвалид или его законный представитель имеют на это право в любом случае, если только речь не идет о периоде временной нетрудоспособности. Обозначен порядок отказа: в медицинских документах оформляется соответствующая запись.

Впрочем, как уточняет эксперт, в последующем это не лишает гражданина, который отказался от направления на МРЭК, права повторно в любое время обратиться по вопросу установления инвалидности.

Предлагается также увеличить перечень лиц, которые с правом совещательного голоса могут привлекаться к работе медико-реабилитационных экспертных комиссий. В их числе — врачи, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной работе областных исполкомов и Мингорисполкома, управлений социальной защиты местных администраций районов в городе, управлений (отделов) образования, спорта и туризма исполкомов, управлений образования местных администраций районов. По мнению Дианы Казакевич, такое нововведение позволит эффективнее решить вопросы социальной интеграции инвалидов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки. Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter Фото: Владимир ШЛАПАК , Антон СТЕПАНИЩЕВ Загрузка.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР?

Инвалид должен расписаться в каждом разделе ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель), в графе для подписи надо написать: “С содержанием карты ИПР не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона.

К заявлению прикладывается копия ИПР.

На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам.

Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство здравоохранения и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств предоставляемых инвалиду. Инвалид (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+