Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Статья земельного кодекса о долевой собственности земли под двухквартирном доме

Статья земельного кодекса о долевой собственности земли под двухквартирном доме

Оглавление:

Кому принадлежит земля под многоквартирным домом?


Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

: С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок уже сформирован (есть кадастровый номер), то он УЖЕ принадлежит собственникам помещений МКД и законом не предусмотрено совершение каких-либо дополнительных действий по «межеванию», «приватизации», «регистрации» земельного участка. В настоящее время приобретение жилья автоматически делает покупателя совладельцем земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом — разумеется, если застройщик не допустил нарушений законодательства в ходе строительства.

Как указано в части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

: С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если земельный участок уже сформирован (есть кадастровый номер), то он УЖЕ принадлежит собственникам помещений МКД и законом не предусмотрено совершение каких-либо дополнительных действий по «межеванию», «приватизации», «регистрации» земельного участка.

Если на земельном участке расположены несколько МКД и собcтвеники собственники помещений одного или всех домов могут провести межевание, т.е.

разделить один общий земельный участок на несколько по количеству МКД.

Если собственникам помещений МКД совcем уж нечем занятmся, они могут даже зарегистрировать право собственности на земельный участок в ЕГРП: В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Министерством юстиции Российской Федерации, письмом от 21 апреля 2006 года № 04/3201-ЕЗ, были даны разъяснения, согласно которым если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их государственной регистрации (пункт 2 статьи 8 и статья 223 Гражданского кодекса РФ), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (п.

5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает возникновение права на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, вне зависимости от наличия государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. При регистрации права собcтвенности на земельный участок в ЕГРП в подразделе № 3-3 будут указаны все собственники квартир, которые проживают в МКД расположенном на этом земельном участке, но при этом они не могут выделить «свой» участок из общей долевой собственности, то есть на него возникнет собственность с ограничением совместного сервитута.

Кроме того, для проведения такого мероприятия требуется личное участие 100% собственников помещений МКД.

Зачастую желание собcтвенников помещений МКД зарегистрировать свое право собственности на земельный участок обьясняется незнанием законов, а именно: Что, согласно статьи 273 Гражданского кодекса РФ, “при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования”.

И самое главное – в Жилищном кодексе РФ четко указано, что земля под многоквартирным домом – это коллективная собственность жильцов. Статья 36 ЖК РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме: 1.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Поскольку земельный участок под домом является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме с момента возникновения у них права собственности на такие помещения, то право собственности на земельный участок под МКД юридически связан с правом собственности на помещения в этом доме и следует его судьбе.

Приобрести помещение в МКД можно только с долей земельного участка. И продать – только с долей. (ст.

38 ЖК РФ). Так что при приобретении дольщиками в собственность квартир переход права собственности на земельный участок происходит автоматически, в силу закона. Поэтому дополнительно подтверждать свое право на земельный участок путем его регистрации в ЕГРП нет ни какой необходимости.

Для поиска кадастрового номера земельного участка можно воспользоваться Если после прочтения статьи у Вас осталось непреодолимое желание зарегистрировать право на общедолевую собственность в росреестре, то Вам следует предпринять следующие шаги: Согласно п.

1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен дом. Участок признается неделимым.

Доля собственника в праве общей собственности на имущество пропорциональна размеру общей площади принадлежащему ему помещения и не может быть выделена в натуре. На основании решения общего собрания собственников любое уполномоченное собранием лицо (заявитель) вправе обратиться в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ст.

16 федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

). Границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются на основании проектов межевания. С момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества бесплатно переходит в общую долевую собственность.

То есть, выяснить все вышеназванные обстоятельства, и только затем принять решение об организации такого собрания.

В противном случае, определение границ согласно данных кадастрового учета может привести к невозможности регистрации права собственности и дальнейшим судебным спорам по оспариванию границ земельных участков.

В некоторых случаях, возможно, стоит подумать об уменьшении размера придомовой территории, если она уже включает в себя объекты, которые не могут быть отнесены к общему имуществу конкретного МКД.

Либо, в свете вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, у собственников есть право на обращение в суд для разрешения спорных вопросов, связанных с границами земельного участка придомовой территории, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, об обжаловании действий муниципалитета по проведенному ранее межеванию земельных участков и установлению их границ, а именно: оспорить само право третьего лица на смежный участок, если он нарушает права собственников МКД (в плане границ общего имущества) или установить в судебном порядке границы (границы смежного участка), учитывая границы участка под МКД и придомовой территории. В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству. Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

В соответствии с Минимальным перечнем работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, утвержденному Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 года (далее по тексту – Перечень 290), согласно пунктам 24 и 25, работами по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Как оформить земельный участок под двухквартирным жилым домом?

Оформление участков под двухквартирным жилым домом – одна из наиболее болезненных проблем жителей частного сектора. Действующим законодательством не предусмотрена возможность оформления земли под квартирой. Здесь может быть два варианта решения проблемы.

1. Если по правоустанавливающим документам на дом следует, что гражданам переданы части дома, а не квартиры, необходимо обратиться в любой областной орган технической инвентаризации для получения технического паспорта на дом, а затем в орган госрегистрации права для регистрации права на часть дома.

В том случае, если гражданам по правоустанавливающим документам была передана квартира, а не часть дома, необходимо внести соответствующие изменения в указанные документы и зарегистрировать право на часть дома (долю).

Собственник подала в орган региональной власти заявление о формировании земельного участка под МКД

Собственник помещения в многоквартирном доме обратилась в областной департамент имущественных отношений с заявлением о формировании придомового участка с целью включить его в состав общего имущества МКД.

Участок был отдан в бессрочное пользование расположенному рядом санаторию, собственником выступал субъект РФ.Департамент отказал собственнику, мотивировав ответ тем, что формирование земельного участка под многоквартирным домом производится на основании разработанного и утверждённого проекта межевания территории. Поскольку собственник не предоставила реквизиты такого проекта, то сформировать земельный участок невозможно.К тому же, как указало в ответе ведомство, санаторий, в постоянном пользовании которого земельный участок находится, не давал согласия на выделение участка: учреждение было готово предоставить участок не более 400 кв.м. в то время, как собственник просила сформировать участок в 2600 кв.м.

Заключение

Завершить представленный материал можно несколькими выводами:

  • Надел передается жильцам безвозмездно, но при условии, что строение было возведено до 2005 года.
  • Каждый жилец может самостоятельно узнать, кому была передана земля под домом. На наличие прав у людей, проживающих в помещении, указывает факт оплаты налоговых сумм.
  • Приватизирование участка под МКД ведет к тому, что земля переходит в разряд общедомовой собственности, после чего, жильцы могут распоряжаться территорией по усмотрению общего собрания.

Случай второй – многоквартирные дома

Есть ещё один вариант, который необходимо рассмотреть – оформление в собственность земли под многоквартирным домом.

Возникает вопрос, можно ли оформить в общую собственность безвозмездно? Да, действительно, это возможно, но лишь в том случае, если земельный участок, где находится жилище, был основан в таком виде, в котором мы видим его сейчас до первого марта пятого года.

То есть до того момента, как был введён в действие Жилищный Кодекс.

Следует учесть и тот факт, что обязательным является проведение кадастрового учёта, если такового не было – не следует надеяться на бесплатное оформление в собственные владения.

Естественно, участок станет официально зарегистрированной собственностью ни одного гражданина, а всех в соответствии с их долями в многоквартирном доме. Необходимо упомянуть тот факт, что не нужно ожидать решения органа госвласти – земля перейдёт в общую собственность и без такового. В случае, если земельный участок, где располагается дом с несколькими квартирами и, соответственно, с несколькими хозяевами, не был сформирован до первого марта пятого года, придётся провести собрание среди собственников и принять решение по оформлению земли в собственность.

Крайне желательно назначить за это ответственное лицо.

Помимо прочего придётся посетить филиал ФГБУ (предварительно узнайте, где он располагается в Вашем городе), чтобы провести гос. кадастровый учёт. Само собой, для этого следует подать заявление. Кто может обратиться с соответствующим заявлением, если дом двух- или более квартирный?

Такое право дано:

  1. или уполномоченному лицу, являющемуся представителем собственников. В данном случае понадобится нотариальная доверенность от каждого из них;
  2. или один из собственников, выбранный на собрании. Более подробно Вы можете узнать об этом, прочитав статьи 44, 45, 46 ЖК РФ.
  3. всем собственникам, если они соберутся вместе;

Также следует сделать межевой план, если такового ещё нет.

Чтобы его оформить, нужно обратиться к инженеру, специализирующемуся на создании межевых планов. Хотелось бы уделить внимание важному моменту, если в течении двух лет граждане так и не воспользуются правом на оформление земли в собственность, не зарегистрируют участок и не соберут всевозможные документы, то учёт будет аннулирован, а сами сведения “пропадут” из государственных баз учёта.

Хотелось бы уделить внимание важному моменту, если в течении двух лет граждане так и не воспользуются правом на оформление земли в собственность, не зарегистрируют участок и не соберут всевозможные документы, то учёт будет аннулирован, а сами сведения “пропадут” из государственных баз учёта. Если возникнет необходимость, полученные документы можно использовать ещё раз, чтобы получить кадастровый учёт.

Но есть и исключения. В нашем случае ими являются земельные участки, на которых построены многоквартирные дома, оформленные до первого марта пятого года с помощью государственных властей или органов местного самоуправления. Но лишь в том случае, если сохранились документы, подтверждающие это. Таким образом, постановка на кадастровый учет будет сопровождаться присвоением статуса “учтено”.

Отсюда следует, что данные сведения из базы не пропадут по истечению двухлетнего срока.

Последний этап ответа на вопрос о том, как происходит оформление земельного участка в собственность, если дом двухквартирный – регистрация права. Уполномоченный гражданин должен принести все необходимые документы в один из филиалов ФГБУ, после чего земля будет оформлена в долевой собственности.

Земельный участок под многоквартирным домом — чья собственность?

Жители многоквартирных домов в новостройках и давно застроенных кварталах, могут являться собственниками участка под домом или не являться ими, в зависимости от инициативы:

  • управляющей компании (УК);
  • самих жильцов.
  • правления кооператива;

Придомовая территория оформляется в общую совместную собственность без выделения долей. Используется по аналогии с местами общего пользования, такими как подъезды, чердаки, подвалы и т.п.

Никто не имеет права выделить индивидуальную долю участка, без специального разрешения со стороны общего собрания. Подробнее об основаниях возникновения права собств.

на землю читайте тут. При выкупе жильцы принимают решение:

  1. взыскать с владельцев квартир сумму, соразмерную доле в праве.
  2. оформить ЗУ в равных долях;

По усмотрению могут применяться иные законные варианты распределения. Отчуждать придомовую территорию путём имущественных сделок, жильцам запрещается. Оформление придомовой территории в собственность жильцов регулируется законодательными актами:

  • Статьи 28, 29, 36 ЗК РФ – оформление за соразмерную плату.
  • Ст.3 федерального закона о введении в действие ЗК РФ, принятого 25.10.01 г., под № 137-ФЗ.
  • Ст. 16 Федерального закона о введение в действие ЖК РФ, принятого 29.12.04 г., под № 189-ФЗ.

Заблаговременное переоформление придомовой территории в собственность предоставит жильцам максимальные гарантии неприкосновенности ЗУ.

По вопросу оформления земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность

ПИСЬМОот 5 мая 2017 года N ОГ-Д23-5365 Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с , утвержденным (далее — ), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.1.

Согласно (далее — ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие (далее — ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие , собственник любого помещения (с учетом ) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.С учетом изложенного, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона, а регистрация права в этом случае носит правоподтверждающий характер.Согласно формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом напрямую не предусматривается полномочий собственника отдельного помещения в многоквартирном доме или нескольких собственников на обеспечение проведения кадастровых работ с целью дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом.Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2016 г.

N 303-КГ15-18725, именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом.

Возможность передачи уполномоченным органом своей обязанности в указанной части собственникам помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена. В указано, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.Согласно (далее — ) осуществление кадастрового учета без одновременной государственной регистрации может осуществляться на основании заявлений лиц, установленных федеральным законом.На основании вышеизложенного, по мнению Департамента недвижимости:формирование земельного участка (в том числе, выполнение кадастровых работ необходимых для подготовки межевого плана), на которых расположен многоквартирный дом осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлению собственника (собственников) помещений в таком доме;осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, должно осуществляться по заявлению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в .Необходимо отметить, что предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со .

Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.2. Согласно технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу (далее — ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с (далее — ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.Согласно сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.С 1 января 2017 г.

положения , регулирующие отношения в связи с осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости, утратили силу.Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ruпо состоянию на 06.07.2017

Основанияпрекращенияправасобственностиназемельныйучастокприведенывст.44Земельногокодекса(ЗК),итакогомотива,какуничтожениезданияназемельномучастке,тамнет,продолжаларазбиратьпополочкамошибкисудовКЭС.Многоквартирныйдомиземельныйучасток–эторазныеобъекты,игибельдоманеведеткпрекращениюправачастнойсобственностиназемельныйучасток,возникшейдосносадома.Болеетого,ч.6ст.36ЖКуточняет,чтоивслучаеразрушениядомасобственникипомещенийсохраняютдолювправеобщейдолевойсобственностиназемельныйучасток.Азначит,сохранилправособственностиназемлюпослесносадомаи«Териберскийберег».»Иноебыозначалонезаконноеизъятиеимущества(земельногоучастка)изсобственностиобщества»,-уточняетсявопределении.Ст.44ЗКи36ЖКотносятсятолькокжиломумногоквартирномудому.Поэтому,пословамСергеяШумилова,неясно,будетливбудущемэтотвыводКЭСприменятьсякинымобъектамнедвижимости:объектамкоммерческойнедвижимости,многофункциональнымкомплексамит.п.,гдетожеестьобщееимуществосаналогичнымправовымрежимом.«Натекущиймоментвпрактикеарбитражныхсудовпоинымобъектамнедвижимостипреобладаетпозицияотом,чтовсилупринципаединствасудьбыземельногоучасткаирасположенногонанемобъектанедвижимости(ст.1ЗК)разрушениеобъектанедвижимости(ст.235ГК)влечетпрекращенияправназемельныйучасток»,–рассказываетюрист.

По запросу «» ничего не найдено. Уточните, пожалуйста, запрос, например, напишите «Стандарт раскрытия информации» или «ГИС ЖКХ».

Последние публикации 2 дня назад 2 дня назад 2 дня назад 2 дня назад 2 дня назад 3 дня назад 3 дня назад 3 дня назад 4 дня назад 4 дня назад 4 дня назад 5 дней назад 6 марта 6 марта 6 марта 18+Портал для УО/ТСЖ

  1. —>АДС на 100%Современная диспетчерская и CRM для управляющих организаций, городских и сервисных служб, войдите в свою учётную запись или зарегистрируйтесь Спасибо! Мы сообщим вам о запуске сервиса.Произошла ошибка! Попробуйте, пожалуйста, позже.Узнать о запуске Подписаться Восстановить подпискуВыберите причину нарушения: Спам/Введение в заблуждение Проявление нетерпимости и дискриминация Нарушение моих прав ОтправитьМы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра? Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ) ПодтвердитьПодпишитесь на рассылку Получайте новости сферы ЖКХ, присоединяйтесь к 36 449 подписчикам! Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия .
  2. Интернет-служба для УО/ТСЖ
    • —>АДС на 100%Современная диспетчерская и CRM для управляющих организаций, городских и сервисных служб, войдите в свою учётную запись или зарегистрируйтесь Спасибо! Мы сообщим вам о запуске сервиса.Произошла ошибка! Попробуйте, пожалуйста, позже.Узнать о запуске Подписаться Восстановить подпискуВыберите причину нарушения: Спам/Введение в заблуждение Проявление нетерпимости и дискриминация Нарушение моих прав ОтправитьМы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра? Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ) ПодтвердитьПодпишитесь на рассылку Получайте новости сферы ЖКХ, присоединяйтесь к 36 449 подписчикам! Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия .

Как было указано ранее, собственники МКД имеют право общей долевой собственности на земельный участок под МКД и иные объекты недвижимого имущества, входящих в состав МКД, который им принадлежит в силу закона, как собственникам помещения в многоквартирном доме. То есть, права собственности на придомовую территорию собственники не приобрели в силу закона, а только на земельный участок под домом и (или) если есть таковые, иные объекты недвижимости, входящих в состав МКД.

Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст.

36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г.

№ 10/22

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

предусмотрено:«…П.

68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.

д.В случае если в результате таких действий органа властиу третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).

При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

К вопросу об оформлении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом

Васькин В.В., практикующий юристМустафин Р.Р., практикующий юрист С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации возникло немало вопросов, связанных с правом собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Ряд вопросов связан с оформлением права собственности на земельный участок под таким домом, поэтому целесообразно осветить некоторые из них, показать проблемы, с которыми приходится сталкиваться при оформлении документов и предложить по возможности пути их решения, основываясь на действующем законодательстве.

Ряд вопросов связан с оформлением права собственности на земельный участок под таким домом, поэтому целесообразно осветить некоторые из них, показать проблемы, с которыми приходится сталкиваться при оформлении документов и предложить по возможности пути их решения, основываясь на действующем законодательстве. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно статье 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» «в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме».

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома. Исходя из текста статьи 16 Вводного закона, можно выделить два способа приобретения права собственности на земельный участок: бесплатный переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет; формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

На первый взгляд ситуация кажется достаточно простой, однако при более внимательном ее рассмотрении возникает ряд проблем.

Так, ФАС Волго-Вятского округа указал, что «согласно пункту 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Данная норма Земельного кодекса Российской Федерации подлежит системному толкованию совместно с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 названного Кодекса о соответствии норм земельного права, содержащихся в других федеральных законах, Земельному кодексу Российской Федерации.

Следовательно, порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц — сособственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке.

Такой порядок установлен в пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Таким образом, в рассматриваемом случае право муниципальной собственности на земельный участок (путем перехода в общую долевую собственность) не может прекратиться автоматически без соблюдения заявительного порядка со стороны обладателя соответствующего права.».

С указанной точкой зрения ФАС Волго-Вятского округа трудно согласиться по следующим основаниям. Во-первых, пункт 2 статьи 16 Вводного закона четко говорит о

«переходе земельного участка бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме»

, когда земельный участок сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и поставлен на государственный кадастровый учет. В указанном пункте нет ни слова об акте индивидуального правоприменения государственного или муниципального органа как основания возникновения права собственности на земельный участок, исходя из буквального толкования указанной нормы, право общей долевой собственности возникает в силу закона.

Разумеется, в Земельном кодексе РФ существуют нормы о предоставлении земельных участков на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в частности это статьи 28–29 ЗК РФ. Ранее подобное требование существовало в пункте 4 статьи 11 ФЗ «О товариществах собственников жилья» №72-ФЗ от 15.06.1996 г.: «Передача в собственность бесплатно нормативной части земельных участков и продажа или передача в аренду сверхнормативной части земельных участков осуществляются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством». В настоящее время данный нормативно-правовой акт утратил силу.

Во-вторых, необходимо учитывать, что нормы статей 28, 29, 36 ЗК РФ носят общий характер, то есть устанавливают общие правила приобретения права собственности на земельные участки (особенно это касается статей 28 и 29 ЗК РФ), из этих правил федеральным законодателем могут быть сделаны исключения. Как представляется, именно такое исключение сделано в пункте 2 статьи 36 ЗК РФ, где указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. По нашему мнению, данный пункт прямо отсылает к правилам о приобретении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом, предусмотренным статьей 16 Вводного закона.

В противном случае данный пункт теряет всякий смысл, так как, если исходить из систематического толкования, как предлагает ФАС Волго-Вятского округа, в этой отсылочной норме нет никакой необходимости, потому что, с точки зрения ФАС, продолжает действовать общий порядок, предусмотренный статьями 28, 29, 36 ЗК РФ, а это очевидно не так.

В противном случае данный пункт теряет всякий смысл, так как, если исходить из систематического толкования, как предлагает ФАС Волго-Вятского округа, в этой отсылочной норме нет никакой необходимости, потому что, с точки зрения ФАС, продолжает действовать общий порядок, предусмотренный статьями 28, 29, 36 ЗК РФ, а это очевидно не так.

Здесь действительно должно применяться систематическое толкование, однако систематическое толкование, во-первых, не исключает использования понятий «общих» и «специальных» норм, а во-вторых, систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними, а не в простом выстраивании норм в цепочку по принципу «если правило содержится в общей норме, то оно должно проявляться везде». По нашему мнению, федеральный законодатель, принимая Федеральный закон

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

и устанавливая исключения в статье 36 ЗК РФ, ставил цель упростить процесс оформления права собственности на земельные участки, то есть действовал в первую очередь в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. Нельзя также согласиться с позицией судов, поддерживающих позицию органов Росрегистрации, о необходимости издания органами по управлению имуществом распоряжений о предоставлении земельных участков.

Суды при этом ссылаются на абзац 2 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ о соответствии норм земельного права, содержащихся в других федеральных законах, Земельному кодексу РФ. Однако данное правило несколько не согласуется с Конституцией РФ, которая не устанавливает иерархии между кодифицированным актом и федеральным законом, более того, сами кодексы принимаются в форме федерального закона, а один федеральный закон равен по юридической силе другому. Как было отмечено выше, согласно пункту 2 статьи 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Таким образом, Земельный кодекс РФ установил приоритет жилищного законодательства. Следовательно, нет необходимости соблюдать общий порядок предоставления земельных участков в собственность, предусмотренный Земельным кодексом РФ. Подобной позиции также придерживается ряд авторов.

Ряд проблем вызывает также второй способ приобретения права собственности: формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 16 Вводного закона, в случае если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Государственный орган или орган местного самоуправления обязан провести формирование земельного участка. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает в себя:— выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;— определение разрешенного использования земельного участка;— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение);— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);— публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В рассматриваемой ситуации нас интересует подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, и осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Исходя из статьи 16 Вводного закона, уполномоченное общим собранием лицо должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка.

Здесь возникает первая проблема. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ФЗ от 24.07.2007 г.

№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее — квалификационный аттестат). Кроме того, в соответствии со статьей 44 указанного Закона до 1 января 2011 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу ФЗ от 24.07.2007 г.

№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» правом выполнения работ по территориальному землеустройству, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие лицензией на такой вид работ. Ни государственные органы, ни органы местного самоуправления таким правом не обладают (у них просто нет лицензий), нет у них и подготовленных кадастровых инженеров, следовательно, после поступления заявления от уполномоченного лица властный орган должен обратиться либо к лицу, обладающему лицензией, либо к кадастровому инженеру.

И здесь возникает следующая проблема: как правило, в бюджете финансирования государственного или муниципального органа данный вид расходов либо не предусмотрен вообще, либо предусмотрен в меньшем размере, чем это необходимо.

У властного органа просто нет финансовых средств (да и никакого желания тоже), чтобы оплатить работы по формированию земельного участка, что, в свою очередь, влечет отказ заявителю в выполнении работ. Разумеется, такой отказ можно и нужно обжаловать в суд, но это занимает время, требует сил и средств, которые не всегда есть.

Таким образом, имеется ряд препятствий на пути реализации субъективных гражданских прав, предоставленных законом. Кроме этого, существует проблема с земельными участками, предоставленными под строительство. В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.

Согласно статьям 30, 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11 ЗК РФ). Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (статья 37 ЗК РФ), более того, как было указано выше, статьей 30 ЗК РФ предусмотрено проведение работ по формированию земельного участка.

Таким образом, независимо от того, на каком праве (собственности или аренды) предоставляется земельный участок застройщику для строительства, земельный участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Возникает вопрос: что происходит с земельным участком после окончания строительства? Статья 16 Вводного закона прямого ответа на него не дает. Она решает вопрос в отношении земельного участка, сформированного до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, а также в случае если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Она решает вопрос в отношении земельного участка, сформированного до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, а также в случае если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В рассматриваемой нами ситуации земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет (представляется, что целесообразно говорить о ситуации, когда разрешение на строительство получено после введения ЖК РФ в действие), но данные действия проводились по инициативе застройщика для строительства жилого дома. Застройщик после окончания строительства абсолютно не заинтересован во внесении арендной платы за земельный участок или уплате земельного налога.

Представляется, что в такой ситуации вопрос можно решить по аналогии закона с пунктом 2 статьи 16 Вводного закона, где земельный участок, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Иное означало было проведение работ по формированию уже сформированного земельного участка, бессмысленность таких действий очевидна. Также возникают проблемы в ситуации, когда под строительство объекта предоставлялось два и более земельных участка.

В статье 16 Вводного закона идет речь о земельном участке в единственном числе, и если исходить из буквального толкования закона, то необходимо объединение земельных участков для возникновения права собственности.

Представляется, что если многоквартирный дом расположен на нескольких земельных участках (например, участки предоставлялись отдельно под каждую очередь строительства), то критерий количества земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом, не является сущностным, поскольку для государственной регистрации права не имеет значения количество земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом. Отсутствуют и правовые препятствия для государственной регистрации права общей долевой собственности на указанные земельные участки.

При осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на несколько земельных участков вместо одного права собственников помещений в многоквартирном доме никоим образом не нарушаются права и иных лиц. Следует согласиться со сделанным авторами выводом о возможности регистрации права общей долевой собственности на несколько земельных участков (несомненно, упрощающим процесс регистрации права); несмотря на то обстоятельство, что согласно ст.

134 Гражданского кодекса Российской Федерации,

«если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь)»

. Следовательно, несколько земельных участков можно было бы рассматривать как сложную вещь.

Однако практика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве показывает, что только в том случае, если орган (организация) по учету объектов недвижимого имущества принимает решение о формировании документации на объект недвижимости как сложный объект (который может состоять из нескольких объектов недвижимого имущества) и описывает эти объекты как единый объект недвижимости, то государственная регистрация прав Управлением будет происходить как на один объект недвижимости. В противном случае регистрация прав будет осуществлена отдельно на каждый объект (каждый земельный участок).

Необходимыми условиями возникновения права общей собственности на общее имущество являются:

  1. формирование земельного участка под многоквартирным домом;
  2. проведение в отношении этого участка кадастрового учета;
  3. государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Действительно, следует согласиться с авторами в том, что регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на жилое помещение. При этом для регистрации прав на общее имущество многоквартирного дома необходимо предоставить:

  1. документы технического учета (экспликацию, поэтажный план, технический паспорт дома), содержащие сведения о составе общего имущества многоквартирного дома.
  2. решение общего собрания домовладельцев (физических и юридических лиц) или соглашение домовладельцев об определении долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, содержащее сведения о домовладельцах и принадлежащих им помещениях (жилых или нежилых), а также долях в праве общей собственности на общее имущество;
  3. документ о формировании общего земельного участка с утверждением проекта границ;
  4. документы, подтверждающие права собственности физических и юридических лиц на занимаемые ими помещения, если такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав.

Таким образом, по нашему мнению, при решении вопроса о формировании земельного участка и оформления на него права собственности, необходимо исходить из цели, которую преследовал законодатель, — максимально упростить оформление права собственности на земельные участки под многоквартирными домами.

Иной подход означает создание препятствий для реализации собственниками, принадлежащих им прав. Подводя итог, хотелось бы сказать, что исключительное право на получение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в собственность принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома.

В соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Часть 3 указанной статьи предусматривает возможность уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Следовательно, размер земельного участка многоквартирного дома может быть уменьшен, что объективно повлечет внесения изменений в документы кадастрового учета и документации, связанной с государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости. Представляется в дальнейшем актуальным рассмотрение проблемы процессуального оформления данных изменений. Следует отметить, что положения пункта 5 статьи 16 Вводного закона обусловили коллизию с положениями части 1 статьи 131 ГК РФ, в соответствии с право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Несмотря на то, момент возникновения общей собственности на земельный участок под многоквартирный дом определен формированием земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета, вопросы, связанные с реализацией правомочий собственников на земельный участок, могут быть разрешены только после государственной регистрации соответствующего права.

Возникновение права собственности не зависит от издания органами государственной власти или органами местного самоуправления правоприменительных актов, а ставится законом в зависимость от формирования земельного участка, при этом государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок носит не правообразующий, а лишь правоподтверждающий характер, так как в силу прямого указания закона (статья 16 Вводного закона к ЖК РФ) право собственности возникает с момента постановки земельного участка на кадастровый учет.

На каком основании земля принадлежит собственникам

Если территория поставлена на кадастровый учет и сформирована до вступления в силу Жилищного кодекса (то есть до 01.03.2005), то владельцы квартир в многоквартирном доме считаются ее собственниками со дня вступления в силу этого кодекса, рассказал «РБК-Недвижимости» представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр). Если же участок сформирован и занесен в кадастр после принятия кодекса, то право совместной собственности появляется в силу закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Данные положения были неоднократно подтверждены судами, а также министерствами и ведомствами Рии, добавил он.

«В силу закона о государственной регистрации недвижимости доказательством существования права на недвижимое имущество является государственная регистрация такого права в Едином государственном реестре недвижимости»

, — рассказали юристы.

По их словам, для того чтобы это право собственности на землю являлось официальным, его необходимо оформить и внести соответствующие данные в государственный реестр. Однако оформить землю под многоквартирным домом в Москве непросто и часто возможно только через суд, отмечают юристы.

Основными проблемами они называют то, что на кадастровой карте столицы под многими домами не сформирован земельный участок, часто его границы не определены. Согласно действующему законодательству (№ 189-ФЗ от 29.12.2004) формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. В Москве таким уполномоченным органом является департамент городского имущества, который в рамках своих полномочий утверждает границы участка на кадастровой карте территории, если участок размежеван.

Если участок не размежеван, то определение его границ может быть произведено при помощи услуг кадастрового инженера, который подготовит межевой план земельного участка. Данные об этом участке также могут быть предоставлены кадастровым инженером в электронную систему ведения реестра прав на недвижимое имущество. Оформление документов на земельный участок производится органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество (), для чего в этот орган предоставляются соответствующие документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации недвижимости, в частности решение общего собрания собственников помещений о формировании земельного участка и об определении долей, заявление, план земельного участка и прочие, необходимые для государственной регистрации прав.

«Без проведения азанных процедур земельный участок не будет оформлен в общую долевую собственность, следовательно, никаких полномочий собственника в отношении данного земельного участка у жителей многоквартирного дома не будет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+