Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Закон о валютном регулировании валютный нерезидент

Закон о валютном регулировании валютный нерезидент

Закон о валютном регулировании валютный нерезидент

валютный резидент

Как посчитать дни валютного резидентства гражданина РФ? Ответ на такой вопрос дала Федеральная налоговая служба на своем сайте. Этот ответ может оказаться очень важным для определения того, надо ли подавать заявление об открытии счетов (вкладов) в зарубежных банках и отчетность о проведенных по ним операций.

Поскольку в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не указано, как считать дни приезда и отъезда, ФНС предлагает придерживаться позиции аналогичной по определению статуса налогового резидентства физического лица и учитывать фактические дни нахождения в Российской Федерации, то есть все дни, когда физлицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и дни отъезда.

Напомним, что согласно абзацу 1 части 8 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, граждане РФ, срок пребывания которых за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней не обязаны отчитываться об открытых счетах в иностранных банках и о движениях по таким счетам. Какую информацию и как должен представить «физик»-резидент РФ о своих счетах в иностранных банках?

С января 2018 года вступили в силу изменения, внесённые в Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Об этом напоминает . В частности, внесёнными изменениями предусмотрено, что валютными резидентами являются все без исключения граждане Российской Федерации (ранее не признавались резидентами граждане РФ, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее одного года).

Также новой редакцией закона введено освобождение физических лиц от обязанности представления уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, а также отчётов о движении денежных средств по таким счетам (вкладам), при условии пребывания за пределами территории Российской Федерации, в общей сложности, более 183 дней в течение календарного года. Это распространяется и на тех физических лиц, которые проживали за границей более полугода в 2017 году.

Кроме того, российские граждане, преимущественно проживающие за границей, смогут свободно осуществлять валютные операции через свои зарубежные счета. Обращаем внимание, что если уведомления и отчёты физическим лицом не представлялись по вышеуказанному основанию, а срок пребывания за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года не превысил 183 дней, то уведомить налоговый орган по месту своего учёта об открытии либо закрытии счетов в заграничных банках и представить отчёты о движении денежных средств по таким счетам физическое лицо обязано не позднее 01 июня следующего года.

Помимо этого принятым законом для целей осуществления валютного контроля введены положения, предусматривающие определение налоговых органов для резидентов юридических лиц и физических лиц, в том числе для случаев отсутствия у физлица на территории РФ места жительства (места пребывания), недвижимого имущества. Ещё одна введённая новация позволяет физическим лицам – резидентам зачислять на свои счета в зарубежных банках средства от продажи транспортных средств, а также недвижимости, зарегистрированной на территории государства, которое присоединилось к соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией, при условии, что счёт открыт на территории такого государства. Федеральной налоговой службой подготовлен проект соответствующего перечня, который включает в себя 60 государств и 13 территорий.

Сейчас под прицел налоговиков могут попасть все валютные расчеты по зарубежным счетам. Если о них не сообщили, их могут признать незаконными валютными операциями. Проблемы с зарубежными счетами могут коснуться каждого.

Законом установлено право резидентов открывать счета или вклады в иностранной валюте и валюте РФ в банках за пределами России. Какие правила есть для валютных резидентов или нерезидентов?

Граждане — резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы об открытии счетов в банках, расположенных за границей, предупреждает Управление ФНС по республике Татарстан.

Физические лица – резиденты несут ответственность за своевременное уведомление налогового органа по месту учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов, открытых за пределами РФ, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов по утвержденной форме.

Ответственность за непредставление уведомления в налоговый орган предусмотрена пунктом 2.1 статьи 15.25 КоАП (штраф на граждан в размере от 4 до 5 тыс.

рублей). Уведомления представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС России

«Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации»

.

Указанными нормативными актами не ограничивается право резидента на указание в уведомлении национального или международного номера счета (IBAN) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации. Согласно разъяснениям ФНС России от 27.07.2016 №ОА-3-17/3424@ в разделе

«Сведения о счете (вкладе) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации»

в поле «Номер счета (вклада) на момент заполнения» уведомления допускается указание номера счета как в национальном формате, так и в формате IBAN.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона №173-ФЗ переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления. В этой связи рекомендуется в предъявляемом в налоговый орган уведомлении указывать номер счета в формате, аналогичном тому, на который предполагается осуществлять переводы. При этом номер счета, указанный в уведомлении, должен совпадать с номером счета, указанным в отчете о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, представляемом в соответствии с требованиями части 7 статьи 12 Закона №173-ФЗ.

Налоговики предупреждают, что информация о наличии счетов налоговым органом будет получена в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, вступившей в силу для Российской Федерации с 01.07.2015.

Конвенция содержит статью 6, позволяющую сторонам автоматически обмениваться информацией, которая является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция. Таким образом, выявить неподавших уведомление налоговым органам будет несложно.

рассказала, как определяется статус валютного резидента (нерезидента) для физлиц.

Определение такого статуса может понадобиться для выяснения обязанности уведомлять налоговые органы об открытии банковских счетов за границей. В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Статус нерезидента для граждан Российской Федерации начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина Российской Федерации возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался.

Статус нерезидента для граждан Российской Федерации начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина Российской Федерации возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался. Таким образом, наличие права долговременного пребывания за рубежом само по себе не является основанием для признания гражданина Российской Федерации валютным нерезидентом. Такое право должно подтверждаться документами, свидетельствующими о непрерывном пребывании за пределами Российской Федерации в течение одного года.

Статус валютного резидента закрепится за всеми россиянами, но если гражданин проводит за рубежом полгода и более, то ему не нужно будет уведомлять налоговые органы РФ о своих счетах и других активах.

Такое послабление содержится в новых поправках к законопроекту «О валютном регулировании и валютном контроле», которые на днях подготовил Минфин. В новой версии документа есть и еще два принципиально важных изменения, которые фактически освободят россиян, постоянно проживающих за рубежом, от необходимости уведомлять к 1 марта 2018 года налоговые органы о своих счетах. — В целом верно, что за гражданами РФ статус валютного резидента закрепляется на постоянной основе, однако гражданин освобождается от отчетов перед налоговыми службами в случае, если по объективным и подтвержденным причинам проживает вне России с периодами возвращения в совокупности менее 183 дней в истекшем календарном году, — рассказал официальный представитель Минфина.

Он напомнил, что в предыдущей версии законопроекта речь шла о трех месяцах, то есть было принято решение увеличить срок пребывания российских граждан на территории страны, при котором им не нужно отчитываться перед налоговыми органами.

Важно иметь в виду, что сейчас, для того чтобы считаться резидентом Российской Федерации с точки зрения валютного законодательства, нужно провести в течение одного года на территории России хотя бы один день, напомнили в ведомстве.

— Мы предлагаем от такого режима перейти к тому, когда можно довольно часто бывать в России в течение года и при этом, оставаясь ее валютным резидентом, не быть обязанным уведомлять российские налоговые органы и отчитываться перед ними по заграничным счетам, а также свободно оперировать денежными средствами на заграничных счетах без учета ограничений, налагаемых российским валютным законодательством, — заявил представитель Минфина.

Также в финансовом ведомстве сообщили, что есть еще одно важное изменение, которое связано с переходным периодом. — Граждане, которые не будут являться валютными резидентами по состоянию на 31 декабря 2017 года и не возвратятся в РФ по состоянию на 1 января 2018 года, не будут должны уведомлять налоговые органы о своих счетах к 1 марта 2018 года, как это было предусмотрено в предыдущей версии законопроекта, — отметил представитель Минфина.

Имеется в виду, что если в течение 2017 года россиянин, постоянно проживающий за границей, не въезжал на территорию страны, то он освобождается от необходимости отчитаться о своих счетах и активах к 1 марта 2018 года. И только если в 2018-м он проведет в России 183 дня, то на 184-й он будет вынужден это сделать.

  1. Иван Кузнецов
  2. Владимир Туров
  3. Клерк
  4. Бухгалтерия Ада слушает
  5. Михаил Жуховицкий
  6. Мультибухгалтер
  7. 1С:ФРЕШ

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В.

Путин подписал в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«. Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов.

И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы.

Разберем основные из них. 1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу.

В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД: — группы 25

«Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент»

, за исключением позиций под кодами 2523; — группы 26 «Руды, шлак и зола»; — группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0); — группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902; — группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112; — группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204; — группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404; — группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503; — группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602; — группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802; — группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902 — группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002; — группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  1. с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  2. с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  3. с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  4. с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  5. с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч.

ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно. Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п.

4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета. Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.
Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением. Отметим, что положения п. 4 ст.

2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст.

24 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам. Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст.

19 закона о валютном регулировании и валютном контроле. При этом в настоящее время административная ответственность по п.

4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится.

Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст.

23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента

«документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства»

. В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять

«выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов.»

. При этом, на наш взгляд, говоря о

«требованиях законодательства иностранного государства»

, законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения.

Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом). Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления.

То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ. Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий: 1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ; 2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс.

руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка». Исходя из новых положений ст.

12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. На такие счета будут распространяться требования ст.

12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств. Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций.

Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ. Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук. С 1993 года лично провел более 480 судебных дел (в пользу клиентов принято более 90 % судебных актов).

Преподавательский стаж с 1988 года.

Автор более 250 научных публикаций и книг. С 1994 года является главным редактором журнала «Налоги и финансовое право».

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением:1) части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона;2) части 3 статьи 5, статьи 12, абзаца второго части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации, которые вступают в силу в отношении указанного порядка по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.2. До вступления в силу части 3 статьи 5, статьи 12, абзаца второго части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации юридические лица — резиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном абзацем первым и .3. Пункт 10 части 1 статьи 1, части 1-4, 8, 9 и 11 статьи 8, часть 3 и абзац четвертый части 4 статьи 12, части 1, 8-10, 12, 13 и 15 статьи 16, статьи 18 и 21 настоящего Федерального закона действуют до 1 января 2007 года.С 1 января 2007 года часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации.Статья 7, части 5-7 и 10 статьи 8, части 3-6 статьи 11, абзац второй части 4 статьи 12, части 5 и 6 статьи 13, части 5 и 6 статьи 14, части 2-5, 7, 11 и 14 статьи 16, статья 17 настоящего Федерального закона действуют до 1 июля 2006 года.

Валютный контроль, что нужно знать физическим лицам

Валютный контроль – мероприятия уполномоченного по проведению валютного контроля органа государственной власти по соблюдению валютными резидентами и не резидентами валютного законодательства.

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (указ президента РФ от 02.02.2016г. №41). Что вправе проверить налоговики у валютных резидентов Основным предметом проверок валютного законодательства налоговыми органами РФ являются:

  1. Представление валютными резидентами Российской Федерации отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).
  2. Соблюдение валютными резидентами Российской Федерации обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

Вывод: Налоговики вправе «задавать вопросы» исключительно валютным резидентам России. Безопасно не отвечать на вопросы вправе нерезиденты.

И это им придется доказывать.

Валютный резидент и его обязательства

Многим знакомо понятие налоговый резидент РФ.

Им признаётся лицо, которое фактически находится на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (немного больше 6 месяцев).

Налоговое резидентство никак не связано с гражданством.

Данное понятие введено законом для определения степени налогового обязательства лица перед государством.Налоговые резиденты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по всем полученным ими доходам, независимо от их источника. При этом доходы бывают от источников в РФ (сдача в аренду либо продажа квартиры, находящейся в РФ, выполнение трудовых обязанностей в российской организации, получение дивидендов от участия в российских компаниях и др.) и от источников за пределами РФ (продажа дома, находящегося в иностранном государстве, выполнение трудовых обязанностей за рубежом и др.) ( НК РФ).

Налоговый нерезидент платит налоги только с доходов от источника в РФ.

Однако не спешите терять статус налогового резидента, если вы имеете доходы из источников в России.

Потому что, став налоговым нерезидентом в РФ, вы теряете возможность применения налоговых вычетов в России и ставка налога на прибыль из России вырастает до 30% ( НК РФ):«3.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых: в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов; от осуществления трудовой деятельности, указанной в настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов».
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых: в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов; от осуществления трудовой деятельности, указанной в настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов».

Таким образом, обладая статусом налогового резидента, вы имеете наиболее тесную связь с налоговыми органами и ряд обязательств перед ними. Должны отчитываться по своим реальным и потенциальным доходам. Сообщать об участии в иностранных компаниях, отчитываться о контролируемый иностранных компаниях, о счетах в иностранных банках.А если нет, то, казалось бы, и отчитываться ни о чём не должны перед российскими налоговыми органами.

Если налоги с прибыли из-за рубежа платить не должен, то зачем отчитываться? Однако у законодателя другая логика.

Потому в о валютном регулирование введено отдельное понятие резидента, которое гораздо шире понятие налогового резидента:Валютный резидент – все граждане РФ + постоянно проживающие на территории РФ иностранцы с видом на жительство (год и более). Исключение — граждане РФ, которые непрерывно живут за пределами страны не менее года (П. 6 части 1 статьи 1 ФЗ «О валютном регулирование и валютном контроле» ) .

Условие непрерывности нарушается, как только вы въезжаете на территорию России даже на один день.Обязательство отчитываться о наличие счёта в иностранном банке и сообщать об остатках и операциях по счёту предусмотрено именно этим законом, соответственно применимо к валютным резидентам. Остановимся немного подробнее на этом обязательстве: Уведомление об иностранных счетах (обязательство всех валютных резидентов) :I. Об открытии (закрытии) счетов (вкладов), движении средств по счетам в банках, расположенных за границей и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) (Ст 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).Валютные резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов).Санкции: Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

Непредставление в налоговый орган такого уведомления влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб.II. Отчёт о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей.

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте ( Закона о валютном регулирование). Санкции: за несоблюдение гражданами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3000 руб.

Помимо обязательства отчитываться перед российскими налоговыми органами, у валютных резидентов есть ряд ограничений по операциям, осуществляемым по их иностранным счетам. Разрешённые операции по счетам валютных резидентов в иностранных банках (П.4, 5 ст.

12 Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»):

  1. Возврат средств (при ошибочном перечислении или возврате купленного товара (услуги) у нерезидента.
  2. Страховые выплаты от иностранных компаний
  3. Перечисление своих средств с российских счетов
  4. Проценты по вкладу, минимально требуемая для банка сумма, конверсионные доходы
  5. Дарение валютных ценностей супругам и близким родственникам
  6. Перечисления валюты РФ со счёта резидента на счёт резидента в иностранном банке (между резидентами в разных банках)
  7. Получение зарплаты от нерезидентов по выполненным за пределами РФ работами по трудовому договору
  8. Пенсии, стипендии, алименты и др. соц. выплаты
  9. Выплаты по решениям иностранных судов (за исключением международного коммерческого арбитража)

Если банк в стране члене ОЭСР и ФАТФА, то также разрешены следующие поступления на счёт:

  1. Арендные платежи по имуществу за рубежом
  2. Доходы от ценных бумаг.
  3. Кредиты и займы в валюте

Все иные операции по счетам, не перечисленные выше, признаются незаконными.Санкции: за нарушение (проведение по иностранным счетам операций, не предусмотренных валютным законодательством, как указано ниже) (, КоАп) – штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Таким образом, несмотря на то, что вы не обязаны платить налоги в России, поскольку не проживаете на её территории и не ведёте коммерческой деятельности, а только являетесь гражданином, у вас всё равно есть обязательства отчитываться перед налоговой.

Просто потому, что вы на пару недель в году приезжаете навестить свою бабушку или ещё зачем-то. Это становится похоже на американскую систему, где гражданин США обязан отчитываться обо всех своих доходах и платить налоги вне зависимости от места проживания и источника дохода.

Кто знает, может наши налоговые органы тоже к этому стремятся, хотя не хотелось бы в это верить.Буду оптимистичнее и отмечу, что сегодня данные ограничения валютного законодательства применимые к налоговым нерезидентам кажутся чрезмерными не только мне, потому сейчас рассматривается законопроект, смягчающий данное требования. Его целью является расширение срока возможного пребывания на территории России без риска потерять статус валютного нерезидента до 3х месяцев в году. Этим законопроектом предусмотрен ряд других изменений помимо названного, но об этом поговорим, когда проект будет утверждён.

Валютные операции между нерезидентами

Нерезидентам между собой разрешено осуществлять без каких-либо ограничений переводы в рублях и в иностранной валюте как со счетов в банках за рубежом, так и со счетов в банках в РФ, а также без открытия банковских счетов (). Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Мнение эксперта Яна Сергеевна Войналович, начальник отдела валютного контроля службы федеральных таможенных доходов Южного таможенного управления 27 ноября 2020 г. Подписаться: Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2020 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля. На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2020 г.

В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства. Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями

«О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

, положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2020 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона. 1.

«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ).

Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений.

Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч.
Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч.

1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие.

Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем. Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них.

И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  1. с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  2. с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
  3. с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  4. с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  5. с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов). Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара.

Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами. Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п.

1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены.

При этом в ст. 23 Закона включен п.

21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона. В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч.

6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров. 2.

«О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2020 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  1. Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.
  2. Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.

Кроме того, ст.

23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива. В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя.

Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара.

Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Источник: Южное таможенное управление Опубликовано: Алла Лукьянова Важные новости 13.03.2020 Мнение эксперта 13.03.2020 Внешнеэкономические новости 12.03.2020 Новости законодательства

  1. Поделиться:
  2. Просмотры 4970
  3. Новость полезна? 0 m n 0
  4. Комментарии 0

Валютное резидентство: что необходимо знать

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено право резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. При этом понятия «налоговый резидент» и «резидент» в целях применения Федерального закона «О валютном контроле» не совпадают.

Если в целях налогового законодательства налоговым резидентом признается физическое лицо фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ), то в целях Федерального закона «О валютном контроле» резидентом признаются: ▪ физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основаниисовокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; ▪ физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Соответственно, физическое лицо гражданин РФ не будет признаваться валютным резидентом, если (пп.

«а» п.7 ч.1 ст. 1 Федерального закона «О валютном контроле»): ▪ физическое лицо постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеет выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство; ▪ физическое лицо временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Таким образом, гражданин Российской Федерации приобретает статус нерезидента (утрачивает статус резидента) по истечении одного года непрерывного пребывания за пределами Российской Федерации.

При этом въезд в Российскую Федерацию ее гражданина, приобретшего в указанном порядке статус нерезидента, влечет утрату этого статуса. С момента въезда в Российскую Федерацию этот гражданин будет рассматриваться для целей валютного законодательства резидентом вне зависимости от продолжительности предшествовавшего этому моменту постоянного проживания за пределами России. В письме ФНС России от 13 декабря 2016 г.

N ОА-3-17/6173@ указано, что согласно действующему законодательству о валютном регулировании и валютном контроле постоянно проживающий в иностранном государстве гражданин Российской Федерации, прибывающий на территорию Российской Федерации, приобретает статус валютного резидента. Только спустя год непрерывного пребывания в иностранном государстве такое физическое лицо перестанет подчиняться требованиям российского валютного законодательства и сможет восстановить статус нерезидента.

Таким образом, при установлении валютного нерезидентства РФ важен факт непрерывности пребывания в иностранном государстве. Документами, подтверждающими статус гражданина Российской Федерации как нерезидента, могут являться следующие документы:

  1. копия заграничного паспорта с отметками органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы Российской Федерации;
  2. копия вида на жительство или иного документа, выданного уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства и подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства.

Проконсультироваться с международным юристом можно на . Источник:

  1. , ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Ошибка валютного резидента

Журнал «Коммерсантъ Деньги» от 10.10.2016, стр.

31 Минфин разработал поправки в валютное законодательство, по которым нарушителем можно признать любого имеющего счет в иностранном банке гражданина РФ, даже если он годами живет за границей.

Чиновники называют это либерализацией, поскольку намерены разрешить нашим согражданам совершать ряд операций по месту жительства и на три месяца приезжать на родину.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА В начале сентября Минфин представил для общественного обсуждения поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Новость о том, что Минфин предлагает считать валютными резидентами всех граждан, имеющих российский паспорт, даже если граждане эти давно живут за границей и за многие годы ни разу не появлялись на родине, вызвала настоящий скандал.

До сих пор любой россиянин мог стать валютным нерезидентом и, соответственно, не обращать внимания на валютное законодательство РФ — достаточно было больше года прожить за пределами родины.

Этот момент очень важен для тех, кто живет за рубежом с российским паспортом, поскольку по отечественному валютному законодательству они могут получать на свои зарубежные счета далеко не все доходы.

«Все, что прямо не поименовано в Законе о валютном регулировании, получать нельзя, например доход от продажи ценных бумаг»

,— говорит руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. А также доход от продажи недвижимости, автомобилей и многое другое.

Законодательство устанавливает запрет на некоторые операции и между резидентами. В частности, подарить не родственнику какую-то валютную ценность, а это могут быть как денежные средства, так и акции каких-то зарубежных компаний или вексель зарубежного эмитента — компании, чьи бумаги торгуются на бирже,— резидент резиденту не может.

Это незаконная валютная операция.

Соответственно, если у нас всех граждан приравнивают к резидентам, то на тех, кто постоянно живет за рубежом, неожиданно накладываются ограничения — им теперь надо оглядываться на своих контрагентов. «Если их контрагенты тоже валютные резиденты, то они не имеют права осуществлять валютные операции. Например, они не смогут заказать в России лекарство, книгу или какой-нибудь другой товар в интернет-магазине, оплатив покупку валютой»,— объясняет директор налогового и юридического консультирования, управления персоналом и налогообложения физлиц КПМГ в России и СНГ Донат Подниек.

Сегодня, получив деньги от продажи квартиры в Испании или в Израиле на счет в местном банке, россияне нарушают валютное законодательство.

А штрафы за такое нарушение составляют до 75-100% от суммы операцииНовые поправки Минфина лишают россиян возможности приобрести статус валютного нерезидента. Дело в том, что в действующем законе определение валютного резидента звучит так: «Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением.» — и дальше идет перечень граждан, которые считаются нерезидентами.
Дело в том, что в действующем законе определение валютного резидента звучит так:

«Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением.»

— и дальше идет перечень граждан, которые считаются нерезидентами. В скандальном законопроекте все это «за исключением» отсутствует.

Более того, всех нынешних нерезидентов и тех, кто приобретет этот статус до 1 января 2018 года, законопроект обязывает отчитаться о своих счетах перед налоговым ведомством до 1 марта 2018 года. Кнут в виде пряника Любопытно, что Минфин представляет свои поправки к закону как либерализацию. Действительно, сегодня гражданин РФ теряет статус валютного нерезидента, въехав в страну даже на один день, должен в течение месяца отчитаться обо все своих счетах и движениях по ним.

А согласно минфиновскому документу, можно будет никому ничего не сообщать, пробыв в стране даже три месяца. «Гражданам России, проживающим за границей больше года, не придется отчитываться о своих зарубежных активах перед российскими налоговыми органами.

Мы предлагаем сделать валютное законодательство мягче — чтобы гражданин РФ мог приехать в Россию на срок до трех месяцев в течение года без необходимости предоставлять информацию о своих иностранных счетах»,— поясняют в ведомстве.

С 2018 года планируется существенно расширить список операций, которые будет разрешено проводить резиденту по счетам в иностранных банках (например, зачислять на них доходы от продажи ценных бумаг). «Минфин предлагает добавить с 2018 года и операции по зачислению на зарубежные счета выручки от продажи транспортных средств, яхты к примеру. А также доходы от продажи недвижимого имущества в странах ОЭСР и ФАТФ»,— рассказывает Донат Подниек.

Иначе ситуация и вправду складывается совсем уж абсурдная.

«Представьте себе на секунду, что человек, живущий в Швейцарии или в Англии и пользующийся исключительно зарубежными счетами, получает доходы от продажи тех же ценных бумаг. И все это, в размере 100%, он будет должен заплатить в российскую казну как незаконно полученные доходы.

Для того чтобы эту ситуацию как-то исправить, Минфин предложил вместо одного дня увеличить срок пребывания в РФ до трех месяцев, чтобы дать возможность людям, постоянно проживающим за рубежом, совершать краткосрочные визиты в Россию — к родственникам, по каким-то вопросам бизнеса»,— поясняет Сергей Калинин. Однако все эти послабления вовсе не избавляют российских граждан от необходимости вдали от родины неукоснительно соблюдать валютное законодательство РФ.

Ведь если человек не появляется в стране и не должен отчитываться перед налоговиками, но нарушил закон, а власти как-то узнали об этом, к нему будут применены все предусмотренные этим законом меры.

«У людей началась настоящая паника.

Многие посчитали, что речь идет об ужесточении валютного законодательства»,— говорит руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка.

«Все это может действительно вызвать истерию и целую волну сдачи российских паспортов, потому что многие скажут: с меня в России при превышении трехмесячного срока потребуют налоговый отчет»

,— уверен партнер Paragon Advice GroupАлександр Захаров. По его словам, поправки затрагивают интересы не двух миллионов россиян, проживающих за рубежом, как уверяет ЦИК, ссылаясь на данные российских консульствах за рубежом.

«Реальные цифры — от 10 млн до 30 млн наших соотечественников»

,— считает Захаров. Масштаб и причины недоумения понятны.

«Естественно, люди искренне не понимают — зачем им давать информацию о своих зарубежных счетах, отчитываться о движении средств по ним, предоставлять реквизиты, если они давно живут, скажем, во Франции, являются налоговыми резидентами, платят налоги в размере 50%»

,— говорит Яна Семеняка. Заграница не поможет Россияне всю жизнь спокойно открывали счета в зарубежных банках.

«Потому что раньше открытие счета за рубежом означало, что российская налоговая инспекция никогда не узнает об этих доходах»

,— говорит Сергей Калинин.

От Минфина, по словам консультантов, ждали иной либерализации: бизнес добивается того, чтобы понятие «валютный резидент» было приравнено к понятию «налоговый резидент». В принципе все обязанности по представлению отчетности о движении по вашим зарубежным счетам и обязанности уведомлять об открытии зарубежного счета — все это должно быть связано с налоговыми обязательствами, а не с валютными, считают консультанты. «Отчетность о движении средств необходима, чтобы налоговые органы могли проследить и доходы, полученные вами за рубежом.

Потому что российский резидент, налоговый резидент платит налоги со своего общемирового дохода.

И источник происхождения средств значения для России не имеет»,— говорит Калинин.

Контроль над всеми доходами — цель не единственная.

«Такое ощущение, что пытаются искусственно остановить вывод денег населением в иностранные банки. Например, в Европу, где страховая сумма €100 тыс. выплачивается сразу, без задержек, и нет проблем с «тетрадками» и «басманным правосудием».

Искусственно тем, что ставят последующий запрет тратить деньги, хранящиеся на счете в иностранном банке, в РФ»,— пишет пользователь Nikodimus в обсуждении темы на форуме Banki .ru.

Чем ситуация усугубилась и почему это стало горячей темой в последние несколько лет? Когда в 2012 году в КоАП были внесены поправки, с которыми появились штрафы в 75-100% от суммы операции, то диспозиция этих норм стала такова: все, кто совершил — по знанию или по незнанию — в прошлом какое-то нарушение (получил какие-то деньги, которые не должен был получить, или же счет у него был не задекларирован, условно говоря), ничего исправить уже не могут. «Прописали так, что любая последующая операция с деньгами тоже является нарушением, даже если человек со своего зарубежного счета захочет перевести деньги на счет в России.

То есть деньги превращаются в отравленные навсегда. И поправки Минфина никак не решают эту проблему»,— говорит партнер, руководитель налоговой практики по России и СНГ Goltsblat BLP Евгений Тимофеев.

12 мая Россия подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией, которое позволит ФНС с 2018 года получать данные о зарубежных счетах россиян от более чем 80 стран. А россияне в этом году впервые обязаны были отчитаться о своих зарубежных счетах.

Однако, по словам консультантов, большинство, как и прежде, ничего не декларирует. «За это предусмотрены небольшие штрафы от 1,5 тыс. до 20 тыс. руб. Все ждут, будет ли работать двусторонний обмен автоматически, и никто не верит в сказки о том, что все будут всем все передавать»,— считает Захаров.

Каким тогда будет эффект от поправок Минфина? Для постоянно проживающих в России ситуация не изменится принципиально — они как были обязаны отчитываться, так и будут обязаны это делать.

«Личное дело каждого — скрывать это или не скрывать и как это делать»

,— говорит Александр Захаров.

Для налоговых резидентов других стран — на момент их нахождения за рубежом, даже в случае, если они въезжают в Россию, и даже если они нарушают трехмесячный срок,— риски отсутствуют, считает Захаров.

«Потому что де-факто никакой банк иностранный, даже той страны, которая договорится о двустороннем обмене информации с Россией, не сообщит о своих налоговых резидентах стране гражданства такого человека»

,— уверен он.

То же самое относится к людям, которые получили паспорт этой страны.

Потому что любые преследования со стороны России по валютным основаниям для иностранного государства не будут признаваться этим государством как нарушения, подлежащие содействию и преследованию на его территории. Поэтому они находятся в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ, уверены консультанты.

«Никто ничего в Россию не передаст.

Если только сами такие лица не передадут соответствующую информацию властям.

И самое худшее в этом абсурде: люди ориентируются на то, что им такие обязательства нужно выполнять.

И если они не знают, что могут рассчитывать на защиту иностранных юрисдикций от произвольного изъятия их собственности, зато знают, что штрафы составят от 75% до 100% от незаконной валютной операции, естественно, многие из них могут пойти на то, чтобы сдать российский паспорт. А это — самый негативный сценарий для оценки действий наших властей»,— резюмирует Захаров. PDF-версия Самое важное в канале Коммерсантъ в

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред.

от 27.12.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812

«О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений»

Федеральный от 10 декабря 2003 г.

N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813

«О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»

; 2) Федеральный от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;3) , постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»; 2) Федеральный от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;3) , постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»; Федеральный от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Президента Российской Федерации от 18.07.2005 N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» 3. Понятие «нерезидент» используется для составления в соответствии с Федеральным от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.

4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст.

30; N 22, ст. 2563; N 29, ст.

3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст.

4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, ст. 7351; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 27, ст.

3447; N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 19, ст. 2317; N 30, ст.

4219; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, ст. 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст.

50; N 27, ст. 4218). Федеральный от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;, постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812

«О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений»

; Федеральный от 10 декабря 2003 г.

N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Президента Российской Федерации от 26 декабря 2005 г.

N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»; 2) Федеральный от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;3) , постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»; В соответствии с законодательством Российской Федерации от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся:а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Смена налогового и валютного резидентства

Валютное законодательство упростилось. Однако это не означает, что жизнь стала простой, как в босоногом детстве.

Во-первых, россиянин остаётся валютным резидентом России, хоть и без существенных ограничений. Во-вторых, не стоит забывать о налоговом резидентстве. Оно влияет на реальное положение дел не меньше, если не больше, чем валютный статус.

Налоговая резиденция может определяться не только тем, где вы платите налоги, но и тем, где находятся ваши жизненные интересы. может сделать вас налоговым резидентом этой страны, независимо от числа проведённых дней в стране вина и Жанны Д’Арк. Налоговое резидентство необходимо выбирать, как и оффшорную компанию.

Как и где обосноваться, чтобы получить налоговый статус?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+