Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Законы и власть древней персии

Законы и власть древней персии

Законы и власть древней персии

Персидский царь Дарий I


Если верить Бехистунской надписи Дария I, на самом деле Бардия был убит по приказанию Камбиза еще до завоевания Египта и некий маг Гаумата захватил престол в Персии, выдавая себя за младшего сына Кира. Вряд ли мы когда-нибудь точно узнаем, был ли этот царь Бардией или же узурпатором, принявшим чужое имя. 29 сентября 522 г., после семи месяцев царствования, Гаумата был убит заговорщиками в результате внезапного нападения представителей семи наиболее знатных родов персов.

Дарий, один из этих заговорщиков, стал царем Ахеменидской державы.

Сразу после захвата престола Дарием I против него восстала Вавилония, где, если верить Бехистунской надписи, некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набонида и стал царствовать под именем Навуходоносора III.

Дарий лично возглавил поход против восставших. 13 декабря 522 г. у р. Тигр вавилоняне потерпели поражение, а через пять дней Дарий одержал новую победу в местности Зазана у Евфрата. После этого персы вступили в Вавилон, а руководители восставших были преданы казни.

Пока Дарий был занят карательными действиями в Вавилонии, против него восстали Персия, Мидия, Элам, Маргиана, Парфия, Саттагидия, сакские племена Средней Азии и Египет.

Началась долгая, жестокая и кровопролитная борьба за восстановление державы. Против восставших в Маргиане двинулся сатрап Бактрии Дадаршиш, и 10 декабря 522 г.

маргианцы потерпели поражение. За этим последовала резня, во время которой каратели убили более 55 тыс. человек. В самой Персии некий Вахьяздата выступил соперником Дария под именем сына Кира, Бардин, и нашел среди народа большую поддержку.

Ему удалось также захватить восточноиранские области вплоть до Арахосии. 29 декабря 522 г. у крепости Капишаканиш и 21 февраля 521 г. в области Гандутава в Арахосии войска Вахьяздаты вступили в бой с армией Дария.

По-видимому, эти битвы не принесли решающей победы ни одной из сторон, и армия Дария нанесла поражение противнику лишь в марте того же года. Но в самой Персии Вахьяздата все еще оставался хозяином положения, и сторонники Дария одержали над ним решающую победу у горы Парга в Персии лишь 16 июля 521 г. Вахьяздата был взят в плен и вместе с ближайшими своими сторонниками посажен на кол.

Но в остальных странах продолжались восстания. Первое восстание в Эламе было подавлено довольно легко, и вождь восставших Ассина был пленен и казнен. Однако вскоре некий Мартия поднял новое восстание в Эламе.

Когда Дарию удалось восстановить свою власть в этой стране, почти вся Мидия оказалась в руках Фравартиша, который утверждал, что он — Хшатрита из рода древнего мидийского царя Киаксара.

Это восстание было одним из наиболее опасных для Дария, и он сам выступил против мятежников. 7 мая 521 г. произошел крупный бой у г.

Кундуруш в Мидии. Мидийцы потерпели поражение, и Фравартиш с частью своих приверженцев бежал в область Рага в Мидии. Но вскоре он был схвачен и приведен к Дарию, который жестоко расправился с ним.

Он отрезал Фравартишу нос, уши и язык и выколол ему глаза. После этого его отвезли в Экбатаны и посадили там на кол. В Экбатаны были доставлены также ближайшие помощники Фравартиша и заключены в крепость, а затем с них содрали кожу.

В других странах борьба с восставшими все еще продолжалась. В различных областях Армении полководцы Дария долго, но безуспешно пытались усмирить мятежников.

Первое крупное сражение произошло еще 31 декабря 522 г. в местности Изала. Потом войска Дария уклонялись от активных действий до 21 мая 521 г., когда они приняли бой в местности Зузахия.

Через шесть дней произошла у р.

Тигр новая битва. Но сломить упорство восставших армян все еще не удавалось, и в дополнение к войскам Дария, который действовал в Армении, была направлена новая армия. После этого удалось одержать победу над восставшими в бою в местности Аутиара, а 21 июня 521 г. армяне около горы Уяма потерпели новое поражение.
армяне около горы Уяма потерпели новое поражение.

Тем временем Виштаспа, отец Дария, который являлся сатрапом Парфии и Гиркании, в течение многих месяцев уклонялся от сражений с восставшими. В марте 521 г. битва у г. Вишпаузатиш в Парфии не принесла ему победы. Только летом Дарий оказался в состоянии послать на помощь Виштаспе достаточно многочисленное войско, и после этого 12 июля 521 г.

у г. Патиграбана в Парфии восставшие были разгромлены. Но через месяц вавилоняне сделали новую попытку добиться независимости. Теперь во главе восстания стоял урарт Араха, который выдавал себя за Навуходоносора, сына Набонида (Навуходоносора IV).

Против вавилонян Дарий послал армию во главе с одним из своих ближайших сподвижников, и 27 ноября 521 г.

войско Арахи было разгромлено, а он сам и его соратники казнены.

Это было последним крупным восстанием, хотя в государстве все еще продолжались волнения. Теперь, через год с небольшим после захвата власти, Дарий смог упрочить свое положение и вскоре после этого восстановил державу Кира и Камбиза в ее старых границах.

Между 519 — 512 гг. персы покорили своей власти Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии.

Это было временем наивысшего могущества Персидской державы, границы которой стали простираться от р. Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Эфиопии на юге.

Таким образом, возникла мировая держава, объединившая под властью персидских царей десятки стран и народов.

5. Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Персии)

Особое место в пантеоне богов древних персов занимал Митра — бог солнца и солнечного света, который считался небесным покровителем при заключении договоров. Образец справедливого правителя в индоевропейских религиях. Митра изображался в облике быка — победителя сил зла и олицетворения мужества и мощи.

Культ Митры пришел в Иран и затем в Индию вместе с иноземными завоевателями и затем распространился в Малой Азии и императорском Риме. У культа Митры много общего с культом Осириса и учением о загробной жизни, соблюдении постов, непорочном зачатии у ранних христиан.

В Риме он стал покровителем солдат и воинских подвигов. Реформы Заратуштры в VIII в. до н. э. привели к оттеснению культа Митры на задний план.С VII в.

до н. э. в Персии распространяется зороастризм, предполагающий культ бога добра и света Ахурамазды («наилучший господин»), который мудр, всемогущ и вездесущ, но пребывает в постоянной борьбе с богом зла и тьмы Ариманом.

Ахурамазда был воплощен в солнце или «бессмертном свете», от тепла которого происходит вся жизнь на земле, которую Ахурамазда дал людям для мирного расцвета, добра и взращивания Истины. Почитать Ахурамазду следовало всеми известными способами —

«и речи искусством и мыслью, и делом, и истины словом»

.Основным положением зороастризма является борьба в мире двух противоположных начал — добра (Ахурамазда) и зла (Ариман).

Смыслом и целью человеческой жизни считается активная деятельность, борьба против зла и тьмы.

По учению Заратуштры победа останется за добром и светом. Государство считается земным воплощением небесного царства Ахурамазды, монарх является служителем Ахурамазды, он должен бороться против зла, насаждать добро, что возможно только при сильной власти (персы склонялись к деспотии), основанной на идеалах любви, прощения, мира и милосердия.Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе человеком того или иного рода занятий. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком Поделитесь на страничке

Легенда о Кире

Как-то раз правителю Мидии Астиагу привиделся сон, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая заполнила собой сначала всю Мидию, а потом и Азию. Он созвал магов, чтобы они растолковали ему сон. По их словам, это обозначало, что сын его дочери, захватит Мидию и Азию ещё при жизни Астиага.

Когда дочь родила сына, Астиаг запаниковал, что пророчество сбудется и велел убить внука своему вельможе Гарпагу. Гарпаг не захотел сам марать руки и отдал мальчика пастуху, приказав убить его в горах, а потом принести и показать тело младенца. В это время жена пастуха разродилась мертворождённым ребёнком, пастух оставил себе мальчика, а Гарпагу принёс тело своего ребёнка.

Мальчика назвали Киром. Так царевич и рос, не ведая о своём происхождение.

Пока в один день на пастбище не появился сын вельможи и не увидел игру сыновей пастухов, игравшие в «царя». Царём выбрали Кира, поскольку он был высокорослым с гордой осанкой юношей, другие выполняли его приказы, охраняли дворец. В эту игру взяли и сына чиновника.

Но тот стал спорить с «царём», за что был наказан и выпорот плетями.

Вернувшись домой, он пожаловался отцу, что был бит по указу перса, возмущённый отец рассказал всё Астиагу. Царь велел привести во дворец пастуха и его сына.

Потом допросил Гарпага, узнав правду, царь в ярости повелел казнить его сына. Гарпаг решил отомстить жестокому царю при первом подвернувшемся случае.

Маги отговорили Астиага от убийства внука, сказав, что пророчество сбылось, мальчик уже царь в детской игре.

Всё же Астиаг перестраховался, повелев сторожить все пути, чтобы ни один человек не мог разгласить Киру историю его происхождения. Но Гарпаг обхитрил Астиага, написав Киру письмо, он спрятал его в живот зайца. Отдав зайца своему слуге, он приказал доставить его мальчику.

Переодевшись в охотника, слуга исполнил повеление хозяина. По дороге царская стража обыскала слугу, но письма так и не нашла. Таким образом, письмо попало в руки Кира, который узнал из него, кто он есть на самом деле.

Вскоре, против Астиага восстал Кир (в 550 году до н.э.), собрав войско из персов. Двинув на Экбатаны — столицу Мидии войско, Кир неожиданно получил помощь от самих мидийцев.

Астиаг отправил своё войско во главе с Гарпагом навстречу персидской армии, уверенный что тот, остался ему предан. Однако Гарпаг не простил царю смерть своего сына и подговорил мидийцев из знатных родов к измене.

К тому же это было сделать легко, многие не любили царя за его жестокость. Вследствие этого многие мидийцы перешли на сторону противника. Персы сумели разогнать победоносную мидийскую армию. Пророческий сон сбывался, Астиаг казнил магов. Набрав другое войско, он повёл его на персов. Воины-мидийцы слыли превосходными всадниками.

Воины-мидийцы слыли превосходными всадниками. Кир повелел своему войску двинуться пешим строем.

Воины закрывались щитами от мечей и стрел, успевая стаскивать наездников с коней.

Кир разбил на голову войско противника, Астиага пленили, до конца своей жизни он просидел под стражей. В 559 году до н. э. Кир II был провозглашён царём. Он основал первую столицу Персидского царства Пасаргады.

В последующее время персидское войско под предводительством Кира продолжило победоносное покорение других государств: Лидию Креза, самого большого города того времени — Вавилона, занял восточноиранские земли, районы Средней Азии, афганские, пакистанские, индийские территории.

Милет и другие государства до Египта по собственному желанию покорились Киру. За формирование мощного централизованного государства выступали многие торговцы.

Кир II Великий Следующей целью Кир наметил Египет, но его планам не удалось сбыться. Во время одной из кампаний против массагетов (массагеты — это кочевые племена Средней Азии, родственные сарматам, сакам и скифам) возглавляемых царицей Томирис, войско персидского царя было разбито, а сам Кир погиб. За 25 лет Кир создал огромную империю.

Вы здесь

» Право и правосудие в Древней Персии В одной из надгробных надписей (DNb) Дарий I излагает свое понимание того, что правильно и справедливо с его точки зрения: Качества ахеменидского царя «Царь Дарий заявляет: “Милостью Ахурамазды я являюсь другом правды, я не друг несправедливости; я стремлюсь к тому, чтобы слабость не подвергалась несправедливости от могущественных; я также не хочу, чтобы могущественный подвергался несправедливости от слабого.

Право — вот мое желание; я не друг лжецу; я не поддаюсь ярости; когда мне приходится решать спорный вопрос, я тщательно его обдумываю и мыслю твердо. Человека, который сотрудничает со мной, я защищаю, согласно его сотрудничеству; того, кто вредит, я наказываю, согласно его вреду; мое желание состоит не в том, чтобы человек вредил; мое желание в том, чтобы он был наказан, если он вредит”» (DNb 5—21). Из этого пассажа ясно, что Дарий будет считать «ложью» все то, что идет вразрез с его законной царской властью и что несогласно с его божественной волей, как уже было записано в его надписи в Бехис- [82] туне.

Поэтому, не удивительно, что староперсидское слово data-, «закон», в царских надписях Ахеменидов обозначает одновременно «царский закон» и «божественный закон». Однако в стране не существовало кодекса законов, а вся правовая и юридическая система была основана на царских декретах.

Любое нарушение воли великого царя строго наказывалось: мятежники и узурпаторы сажались на кол, им отрезали нос, уши и язык, они ослеплялись. Древнеперсидское слово data- преобразовалось в среднеперсидское, dad с общим смыслом «закон, правосудие, правила, принципы, декреты и т.

д.», но, со своей стороны, Сасаниды хорошо различали «гражданский закон» (среднеперс.

dadestan, также «суждение, юридическое решение» или «прецедент») и традиционный «религиозный» (маздийский) закон (среднеперс. kardag). К концу сасанидской эпохи (первая половина VII века н.э.), некий Фаррасман, сын Бахрама, скомпилировал сборник прецедентов в области брачного права, наследства, вопросов собственности, торговли, и т.

kardag). К концу сасанидской эпохи (первая половина VII века н.э.), некий Фаррасман, сын Бахрама, скомпилировал сборник прецедентов в области брачного права, наследства, вопросов собственности, торговли, и т. д., озаглавленный «Книга тысячи суждений».

Разумеется, существовали и другие подобные книги, но они не дошли до нашего времени. В эту эпоху сасанидское право было хорошо разработанной системой, которая основывалась на предписаниях «Авесты» (что объясняет использование таких терминов, как «грех», «искупление» и т.

д.), на традиционном уголовном и гражданском праве, а также на опыте сасанидских юристов. Следует учитывать также влияние правовой системы соседнего Запада. Неоспорим тот факт, что правосудие стало более гуманным и умеренным по сравнению с предыдущими эпохами: калечение и телесные наказания (удары хлыстом и т.

д.) повсеместно заменялись штрафами.

Это не означает, однако, что казни боль- [83] ше не практиковались: ослепление оставалось очень распространенным наказанием для мятежников, измена наказывалась распятием, а забрасывание камнями, сдирание кожи или казнь «девяти смертей» были только некоторыми из пыток, применявшихся к христианским мученикам. Заключение в тюрьму не было формой наказания, заключение могло тянуться неограниченное время (пророк Мани, например, скончался в тюрьме), заключения в знаменитую сасанидскую тюрьму очень опасались, ведь недаром она называлась «Замком Забвения»! Сасанидские судьи (среднеперс.

dadvar) подразделялись на две категории — младших судей (среднеперс. dadvar I keh) и старших (среднеперс.

dadvar I meh), каждая с собственной, хорошо определенной компетенцией. Они были очень знающи как в гражданском законодательстве, так и в духовном праве. Некоторые случаи разрешались двумя судьями или даже коллегией судей, и можно было обжаловать решение младшего судьи. В случае неправильного поведения или пристрастия судьи сами могли подвергнуться санкциям.

В случае неправильного поведения или пристрастия судьи сами могли подвергнуться санкциям.

В III веке н.э., должность «священника и судьи всей империи» являлась наивысшим ступенью в религиозной юридической системе.

В «Книге тысячи суждений» упоминается звание верховного судьи, «судьи судей империи» (даже если в действительности высшая судебная власть принадлежала царю). [84] Гюиз Ф. Древняя Персия / Ф.

Гюиз. – М., Вече, 2007, с. 82-84.

Tags: Понятие:

Похожие главы из других книг:

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Государственное управление Киевской Руси Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем.

Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Поначалу в Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович 3.

Государственное управление в России в XVI в. Социальный строй Московского государства в XVI в.

В конце XVI в. на Руси насчитывалось около 7 млн человек. Густо были заселены центральные районы, земли по берегам Волги (от Твери до Нижнего Новгорода), Новгородско-Псковская Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович 2. Государственное управление при Александре I Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович 1.

Государственное управление при Николае II Россия в начале XX в.

Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Государственное управление Россия в начале XX в.

оставалась, как уже отмечалось, абсолютной монархией. Вступая на престол, Николай II решительно заявил о бессмысленности мечтаний

«об участии представителей земств в делах внутреннего управления»

.Высшая законодательная Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Государственное управление в период нэпа Разразившийся к 1921 г.

кризис не только затронул экономическую сферу, но и вызвал значительное недовольство, угрожавшее политическому господству большевиков.Крестьянские восстания охватили всю страну: Дон, Поволжье, Сибирь.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Хронология (государственное управление) Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Государственное управление в Российском государстве 1.

Управление в период военной демократии в Киевской Руси 2.

Государственное управление и органы власти в Новгородской республике 3. Государственное управление и органы власти в России в середине XVI Из книги Римская история автора Марцеллин Аммиан Государственное управление в IV веке С именами Диоклетиана и Константина связаны административные реформы, а точнее – введение системы иерархического управления.

Вся империя была разделена на четыре префектуры, которые возглавляли префекты претория (praefecti praetorio). Рим {10} Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович 3. Государственное управление В Египте, так же как и во многих эллинистических государствах, утвердилась та форма монархии, которую можно определить как эллинистическую монархию, сочетавшую в себе как элементы восточной деспотии, так и некоторые институты полисного Из книги Государь [Власть в истории человечества] автора Андреев Александр Радьевич Государственное управление в Китае Первые государственные образования в Китае – уделы, княжества, царства, появились в долине Желтой реки – Хуанхэ.Племенные вожди стали единоличными правителями, «сынами Неба, получившими власть по воле богов».

Жители Китая стали Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб Государственное управление Во главе грузинского государства стояла царская династия Багратионов. Первый царь объединенной Грузии Баграт III величался: «царь абхазов, картвелов, ранов и кахов». Территориальный рост царства отражался и на титулатуре.

Давид IV Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис Политическая жизнь и государственное управление 1613— 11 (21) февр. Михаил Федорович избран Земским собором, который начинает все более походить на Национальное собрание, регулярно созываемое царем, тогда как Боярская дума играет скорее совещательную роль.— 1 (11) мая. Из книги Масонство, культура и русская история.

Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Сасанидский период.

Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии.

Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий – царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны.
Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны.

Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р.

Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами.

Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок.

Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты.

На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью.

Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Откуда пришли персы?

Впервые, народ персов (парсы) упоминают ассирийские хроники, на Южном побережье Кавказа. Парсы, что с их языка переводится как «крупные, богатырского сложения» — составная часть индоарийских племен, которые начали свою экспансию в Иран и Индию откуда-то с севера.

Изобретение колеса, колесницы, приручение лошади стало ключевым моментом успеха арийцев в их военном деле, они легко сокрушали царства аборигенных народов и занимали место элиты в местном обществе. О прародине парсов немногое сказано в их священной книге «Авеста».

Дескать это страна на севере, огромная плоскость называемая Арьяна Вэджа (Арийский простор), где-то рядом есть море Варукаша, где водится особая рыба, есть горы, где обитают божества, рядом есть страна где по полгода светит солнце а полгода-ночь. Арии ушли из этих мест из-за нашествия каких-то змей… Из этого описания легко угадываются евразийские степи, как плоское пространство, Каспийское море и Волга, где обитает особая рыба-осетр, а чуть севернее лежат края полярной ночи.Известно, что раскопки Аркаима и Синташты на Южном Урале обнаружили целую сеть огромных степных городов, с узнаваемыми для индоиранцев элементами: колесницы, свастические орнаменты и солярные символы.

Кроме того, в этих краях позже обитали ближайшие родственники персов: скифы и сарматы – говорившие на иранских языках и бывшие носителями наиболее архаичных форм индоарийской культуры. Скорее всего степи Казахстана и Сибири стали родиной парсов, где они долго находились в составе индоевропейской общности, после чего начали свой путь на юг, к мировому господству. Здесь впервые начал проповедовать их пророк Заратуштра, получив божественную весть и убеждая ариев перейти к единобожию, от культа священных зверей и дэвов.Огромные массы ариев, еще единых и не раздленных на персов и индийцев, переселились из Средней Азии в Индию и Иран.

В Индии они разгромили местную цивилизацию Мохенджо-Даро и установили собственную диктатуру, став элитой общества, разделенного на варны: правители и мудрецы (брамины) – белого цвета, воины (кшатрии) – красного цвета, торговцы и ремесленники (шудры) – черного цвета.

Остальные не арийцы не считались полноценным населением и контакты с ним строго ограничивались. После чего, между иранскими и индийскими ариями произошел некий религиозный раскол.

Зороастризм проник в Иран и стал доминировать, а индийцы и саки оставшиеся верными своим древним культам стали теперь презренными язычниками. Боги Индии и Скифии стали демонами в Иране и соответственно наоборот, персы — отступники и предатели традиций, чего скифы своим царям, к примеру, не прощали! Размежевавшись таким образом от земляков, среди иранских царств, первыми усилилась Мидия.

Развитая цивилизация, оставившая множество бронзовых фигурок фантастических зверей, как две капли воды похожих на скифо-сибирских грифонов на Алтае, подчинила себе прочих иранцев и вошла в конфликт с Ассирией.

Для борьбы с которой позвала своих братьев-скифов.

История конфликта известна: скифы пришли и победили обе стороны и 25 лет правили железной рукой, ограбляя восток, пока их не удалось изгнать.Главная доблесть персов − мужество.

После военной доблести большой заслугой считается иметь как много больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки.

Детей с пяти- до двадцатилетнего возраста они (персы) обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости… Нет у них ничего более позорного чем лгать.

Позорно также делать долги, в особенности потому, что должник неизбежно должен лгать.

В реку они не плюют, рук не моют в реке сами никому другому не позволят этого делать, относясь к рекам с глубоким благовением.Геродот о персах.Парсы усилились внезапно и сначала стали союзниками деспотий раннего востока.

Те часто враждовали друг с другом, а также с родственниками персов-мидянами, которые поселились там чуть раньше.

Великий царь персов Кир Второй (Куруш) сумел расторгнуть невыгодные союзы и завоевать сначала родичей — Мидию, а затем и Вавилон.По легенде, отец Кира Астиаг хотел убить ребенка-конкурента и поручил это своему слуге, но тот, будучи не в силах убить ребенка, отнес его в горы, чтобы звери растерзали его.

Однако в тот же день его жена родила мертвого ребенка и слуга решил тайно забрать мальчика себе. Так Кир снова оказался при дворе, как сын слуг. Через много лет, во время игры, Кира другие дети избрали царем, но один из детей не стал ему прислуживать, так как был из более родовитой семьи, тогда Кир поколотил его.

Узнав об этом, Астиаг решил посмотреть на этого ребенка и в ужасе узнал у него фамильные черты! Слуга во всем признался, но разгневанного Астиага маги убедили в том, что ребенок не угрожает ему, ведь его уже сделали царем, хоть и в игре, а значит бояться нечего!Киру пришлось свергнуть своего отца, царя Астиага, когда против того созрел заговор и Кир присоединился к нему.

Но даже битва не состоялась, само войско Астиага не пошло за царем, а схватило его и выдало Киру. Кир был популярен и почти обожествляем! Египет и Вавилон, ранее злейшие враги объединились против персов, увидев настолько сильна их угроза и боеспособна армия.

Но дальние расстояния и взаимные подозрения помешали им сплотиться достаточно для удара совместно.В 359 году до н.э. Кир осадил Вавилон, но жители сдались без боя, ведь ранее их армия была на голову разбита на подступах к городу и сопротивляться было уже некому.

Затем Кир обратил свои армии на восток, где начал войну с саками, так называемым Тураном, который был бы постоянной угрозой его царству.

Тяжелейшая война кончилась взаимным истощением сил, но и сам Кир погиб в бою.Кир был великим царем, что признавали и персы, и греки, и даже вавилоняне. По иудейским предсказаниям, он был «помазанником Яхве», которому суждено отстроить храм и Иерусалим.В отличие от поздних персов, ранние парсы вели аскетичный образ жизни По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели.

Они были равнодушны к серебру и золоту.В честь своего первопредка, вскормленного орлом, Ахемена, царство Кира стало называться державой Ахеменидов, или кратко Персией.

Сын Кира, Камбис покорил Египет, Армению и Малую Азию, а при Дарии, Персия Ахеменидов достигла своего пика могущества, став угрожать Греции и даже проведя войну со Скифией!

Дальше, держава персов стала катиться к упадку: сначала восставший Вавилон получил широкую автономию, затем Египет смог свергнуть персидский гнет и стал самостоятельным.

А вскоре, из Македонии высадилось небольшой войско царя Александра, которое город за городом начало завоевывать Персию! В битве при Гавгамелах, для Дария, стало ясно, что его державе приходит крах. Когда Александра чествовали в Вавилоне, это был еще и траур по державе Ахеменидов, на смену которой придет эллинистический Иран Селевкидов.Государство похожее на Персию, но уже во главе с эллинами.

Архив

Выберите месяц Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012

Персидское государство накануне гибели

Расстройство персидской государственной системы явственно давало себя чувствовать уже на рубеже V и IV вв.

до н.э. Это выразилось в потере персами Египта, а также в событиях, которые разыгрались в Малой Азии и Месопотамии. Малоазийские сатрапы, несмотря на существовавшие между ними распри, продолжали вести политику, которая имела целью ослабление Афин — главного врага персов. В конце V в. до н.э. среди малоазийских сатрапов выделился энергичный администратор и ловкий дипломат Тиссаферн.

В 407 г. до н.э. правителем всех малоазийских сатрапий был назначен один из сыновей царя Дария II — Кир, известный в истории под именем Кира Младшего. Царевич проявил недюжинные способности.

Он поднял престиж персидской власти в Малой Азии, успешно лавировал между враждовавшими спартанцами и афинянами, выжидая момента, когда можно будет извлечь выгоду из междоусобиц греков. После смерти Дария II Кир начал тайно готовиться к борьбе с братом, который занял престол под именем Артаксеркса II. Свои военные приготовления Кир маскировал необходимостью борьбы с непокорным Тиссаферном.

По словам Ксенофонта, привыкший к междоусобиям сатрапов персидский царь “нисколько не беспокоился, когда они воевали, тем более что доходы, поступавшие из тех городов, которыми прежде владел Тиссаферн, Кир отсылал царю”.

Кира поддержали спартанцы, которые надеялись, что после победы они вынудят нового царя персов к целому ряду уступок. В распоряжение Кира они направили значительный военный отряд под командованием Клеарха.

Последовавшие затем события — поход Кира, битва при Кунаксе и отступление через враждебную страну десятитысячного греческого отряда — имели огромное значение, так как наглядно показали военную слабость ахеменидской империи. К этому времени Ахемениды потеряли обширные владения в восточной части державы. Вскоре после Анталкидова мира на Кипре вспыхивает восстание царька Эвагора, которое активно поддержали египтяне.

Египтяне также помогли и малоазийскому племени писидийцев в борьбе с персами.

В 365 г. до н.э. в Сирии восстал сатрап Ариобарзан. В последние годы правления Артаксеркса II почти все западные сатрапии отпали от Персидского царства. В этом “великом восстании сатрапов”, которое возглавил сатрап Каппадокии Датам, приняли участие сатрап Армении Оронт, правитель города Даскилея в Малой Азии Ариобарзан, египетский фараон Tax, некоторые финикийские города, а также киликийцы, писидийцы и ликийцы.

Царствование Артаксеркса III Oxa, который правил в 358 — 338 гг., было наполнено упорной борьбой с восставшими племенами и непокорными сатрапами.

Обе воюющие стороны при этом все чаще прибегали к помощи наемных воинов-греков. Артаксеркс III усмирил восстания в Малой Азии, Палестине, Финикии, Сирии. На некоторое время он восстановил власть персов в Египте.

В целях обуздания мятежных сатрапов он пытался лишить их права держать самостоятельные войска.

Из-за этих стремлений упрочить центральную власть Артаксеркс был убит своим приближенным — главой придворной клики евнухом Багоем. На трон был посажен Арсис. Однако вскоре Арсис показался придворным слишком самостоятельным.

В 336 г. до н.э. Арсис был убит вместе со всем своим семейством.

На престол был посажен Кодоман, представитель одной из боковых линий дома Ахеменидов, который принял тронное имя Дария III. История царствования Дария III, с 336 по 330 г., по сути, представляет собой историю гибели державы Ахеменидов под ударами Александра Македонского.

Распад монархии Ахеменидов, как в свое время и крах ее предшественницы — Ассирийской империи, можно объяснить тем, что в ее сохранении уже никто не был заинтересован.

Пока власть персидских царей была еще способна при помощи военной силы держать в подчинении зависимое население разноплеменной державы, пока она была в состоянии охранять торговые пути, относя войны на периферию государства, до тех пор в этой власти нуждалась не только непосредственно связанная с ней военно-служилая знать, но и более широкие слои предпринимателей в экономически развитых странах и областях — в Малой Азии, Двуречье, Вавилонии.

Однако и эти круги тяготились деспотизмом персидских царей, которые стремились выкачать как можно больше средств из богатых городов не только с помощью налогов, но и путем прямого ограбления. Еще менее были заинтересованы в сохранении ахеменидского государства крупные землевладельцы, а также племенная знать тех периферийных областей, которые не были экономически связаны между собой и имели собственные экономические интересы. Например, Египет совершенно не нуждался в Передней Азии.

Он располагал достаточными запасами своего хлеба, своего сырья и своих ремесленных изделий. Западная часть Малой Азии была гораздо более тесно связана в экономическом отношении с Грецией, нежели с Вавилонией или Ираном. Среднюю Азию с ее натуральным хозяйством и подавно могла удержать в составе Персидского царства только военная сила.

Однако та сила, которая обеспечила Ахеменидам успех их грандиозных завоеваний, к концу персидского владычества уже отсутствовала. Первоначально персидская армия состояла из массы свободных общинников.

Однако наплыв сокровищ и рабов в Персиду привел к быстрому имущественному и социальному расслоению, непомерному обогащению знати и разорению части общинников, которые попадали в долговую кабалу. С течением времени соотношение между конницей, которая состояла из знати, и пехотой, которая преимущественно вербовалась из рядовых свободных, меняется в пользу конницы.

Уже в V в. персидское войско состояло главным образом из насильственно набранных контингентов подчиненных народов. Из самих персов преимущественно вербовались царская гвардия и командный состав. Постепенно все большую роль начали играть наемники, в особенности греки.

Составленные из персидских подданных войска уменьшались численно. В них все труднее становилось поддерживать воинский дух и дисциплину.

К моменту греко-македонских походов персидская армия уже была неспособна оказать длительное и серьезное сопротивление. Внешнее завоевание Персидского государства Александром Македонским лишь выявило и довершило его внутренний распад. Города-государства Ахеменидов, которые сложились в различных исторических условиях, были весьма разнородны и в смысле общественной структуры и в отношении объема прав, а также размеров своей автономии.

Отдельные города и храмово-городские общины были изолированы друг от друга, отгорожены этническими перегородками. Среди ахеменидской администрации существовало влиятельное течение, которое считало, что автономные образования внутри государства только ослабляют его.

В этом отношении характерен пример Иерусалима — разрешения и запреты строить город сменялись непрерывно. В Персидском царстве отсутствовало градостроительство.

Существовавшие города и храмы более или менее сохраняли свои привилегии, однако, новых самоуправляющихся городов не строилось.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+