Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Земли неразграниченной государственной собственности не согласовываются

Земли неразграниченной государственной собственности не согласовываются

Земли неразграниченной государственной собственности не согласовываются

Оглавление:

Выделение земельных участков из земель, государственной неразграниченной собственности или муниципальной собственности

Оформление прав на земельный участок – довольно трудоемкий процесс, что является очень прискорбным! Условно рассмотрим две ситуации, которые сводятся до введения земельного кодекса РФ и после. Ситуация связанная с оформлением земельных участков после введения ЗК РФ пока более или менее ясна.

Вторая ситуация более интересная и требующая внимания. Правда к настоящему времени практически исчерпывающая себя тема.

Ранее земельные участки предоставлялись собственнику до введение в действие Земельного кодекса РФ. Такие земельные участки земли не являются образованными, они не имели установленные на местности границ, отсутствовали индивидуализирующие признаки (кадастровый номер) Физические и юридические лица имели на руках документы, доказывающие их право на бессрочное (постоянное) пользование предоставленным им земельным участком, но отсутствовали документы, которые подтверждали бы его постановку на государственный кадастровый учет (ГКН).

Для того чтобы оформить права собственности на такой земельный участок ( оформление права собственности, оформление земли ), нужно его, прежде всего, сформировать (образовать). Формирование земельного участка из земельного фонда, принадлежащего государству или муниципальному образованию, прежде всего, заключается в необходимости постановки земельного участка на кадастровый учёт посредством подготовки межевого плана и подача его в кадастровую палату. Основные моменты формирования земельных участков регламентируется федеральными законами, законами субъектов РФ, а также нормативными актами муниципальных образований, где описывается процедура предоставления земельных участков как под строительство, так и не земельных участков не связанных со строительством.

Земельным законодательством предусмотрены нормы, устанавливающие общие положения для формирования участков земли из ранее образованных участков через объединение, выдел, перераспределение или раздел ( оформление земли, оформление прав на земельные участки ). Земельный Кодекс РФ прописывает особые условия для формирования участков земли из ранее образованных участков, которые находятся в собственности государства или же муниципального образования. Основной причиной в данном случае выступает необходимость вынесения решения уполномоченным распоряжаться подобным участком органом государственной или муниципальной власти.

Необходимо отметить, что в настоящее время действующее законодательство прямо говорит, что все данные о сформированных участках земли в обязательном порядке должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости, а также носят временный характер, пока право собственности на них не будет оформлено раздел ( оформление земли, оформление прав на земельные участки ).

Временный характер земельных участков, а точнее данных, утрачивает свою силу в день осуществления государственной регистрации права на сформированный земельный участок.

Рекомендуем прочесть: Статья 292 ук Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

Конституционные положения Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. Государство как субъект права государственной собственнос­ти представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности. Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной)

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Источник: , Зарайское информационное агентство Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев.

Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ.

О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная.

Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной.

Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов. Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее.

Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством. Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.

В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами

«О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области»

и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений». Получатели услуги Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям.

Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий. Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  1. земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  2. земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  3. земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду.

В частности, без торгов предоставляются: земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  1. земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  2. земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  3. земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  4. земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (например, многодетным семьям);
  5. земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  6. земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных статьи 39.6 Земельного кодекса;
  7. земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ. Как составить заявление Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить . Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  1. наименование организации;
  2. организационно-правовая форма.
  3. адрес организации;
  4. сведения о ЕГРН;
  5. ИНН;

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  1. паспортные данные;
  2. ФИО;
  3. контактные данные.
  4. СНИЛС;

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса. В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой

«Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»

.

В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него.

Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка. Куда подавать заявление Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

Куда подавать заявление Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА. Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг.

Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30. Иван Пышечкин

Росреестра от 13.06.2018 N 14-06114-ГЕ/18 (вместе с Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 «О предоставлении позиции», Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИПИСЬМОот 13 июня 2018 г. N 14-06114-ГЕ/18Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 06.04.2018 , Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.05.2018 по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА Приложение МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 24 мая 2018 г.

N Д23и-2745О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИДепартамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и в части своей компетенции сообщает.Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра, изложенную в обращении, относительно возможности перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, с учетом установленных Земельного кодекса Российской Федерации требований, а также относительно осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые при таком перераспределении земельные участки.Директор Департамента недвижимостиА.И.БУТОВЕЦКИЙ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИПИСЬМОот 6 апреля 2018 г.

N 14-03636-ГЕ/18В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения территориальных органов Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена. Основания возникновения права собственности определены в Гражданского кодекса Российской Федерации, основания возникновения права собственности на земельные участки установлены также в Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК).В силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

(далее — Закон N 137-ФЗ):распоряжение земельными участками, указанными в Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими ;исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с .

ЗК устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.Учитывая изложенное, на наш взгляд, земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).

В рассматриваемом случае (когда один из образованных земельных участков остается в неразграниченной государственной собственности), принимая во внимание , Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в орган регистрации прав, на наш взгляд, должны быть одновременно представлены:заявление о постановке на государственный кадастровый учет образованных земельных участков (при этом в отношении земельного участка, который остается в неразграниченной государственной собственности, органом регистрации прав в соответствии Закона N 218-ФЗ одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что он образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с N 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком);заявление о государственной регистрации прав на земельный участок, на который возникает соответственно право федеральной собственности собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.Принимая во внимание, что в соответствии с Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), просим сообщить о позиции Минэкономразвития России по комментируемому вопросу.Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Передача земель и действие прежнего законодательства

Следует отметить, что Земельный кодекс отдельно регулирует то, каким образом государственная собственность разграничивается, если участники соответствующих правоотношений приобрели земли в соответствии с нормами права, действовавшими до 2006 года.

В этом случае изданные ранее правительством РФ акты, удостоверяющие перечни участков, на которые у федеральных, региональных или муниципальных властей возникало право владения, следует рассматривать в качестве оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующие территории. Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Класснуть

Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями

Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  1. невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  2. существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.
  3. пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;

Первое – это аренда (это относится к гражданам и частным организациям), а также бессрочное пользование на постоянной основе.

Новое соглашение может заключить только юр.

лицо; те, что подписаны до 2006 года с гражданами перезаключению не подлежат, но продолжают действовать, пока участок не переоформлен в собственность или землепользователь не откажется от него. Как только госсобственность на земли муниципалитетов, территории РФ, ее субъектов установлена, немедленно наступают правовые последствия.

Согласно ЗК РФ управляются земельные наделы исключительно тем публичным образованием, которому они принадлежат.

Только у него есть законное право ими распоряжаться, а также назначать величину и порядок внесения арендной платы.

В ходе разграничения собственности на землю, различных согласований достаточно часто возникают споры, даже конфликты. Все же законодательная база остается пока несовершенной, а участникам взаимодействий в рассматриваемой сфере то и дело приходится сталкиваться с пересечением интересов. Решению этих проблем служат предусмотренные законодателем согласительные процедуры и возможность обратиться в судебную инстанцию.

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Отправить Класснуть Линкануть Запинить

О согласовании местоположения границ

ПИСЬМОот 19 марта 2015 года N 10-0708-КЛ ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее — Учреждение) на обращение филиала Учреждения по Астраханской области (далее — Филиал) от 17.11.2014 N ВП/5933 по вопросу согласования местоположения границ земельного участка в случае, если смежный земельный участок находится в неразграниченной государственной или муниципальной собственности, сообщает следующее.В соответствии с (далее — Закон о кадастре), если в соответствии со местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.Согласно согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);2) пожизненного наследуемого владения;3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).Учитывая положения , в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем 5 лет, согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.Согласно результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.Иной порядок оформления и включения в межевой план результата согласования местоположения границ при проведении кадастровых работ не предусмотрен.Исходя из изложенного, Учреждение отмечает, что согласование местоположения границ со смежным земельным участком, в том числе находящимся в муниципальной собственности или в государственной собственности. до ее разграничения и не предоставленным физическим или юридическим лицам, путем отображения на утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границ такого смежного земельного участка не предусмотрено установленным порядком согласования.Учреждение обращает внимание, что вопросы, затронутые в обращении Филиала, урегулированы действующим законодательством, и рекомендует провести в Филиале мероприятия, направленные на ознакомление сотрудников Филиала с нормативно-правовыми актами, регулирующими кадастровые отношения, а также методическими письмами Минэкономразвития России, Росреестра, Учреждения, содержащими разъяснения отдельных положений указанных нормативно-правовых актов.Заместитель директораК.А.Литвинцев Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:рассылка

Росреестра от 13.06.2018 N 14-06114-ГЕ/18 (вместе с Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 «О предоставлении позиции», Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПИСЬМО от 13 июня 2018 г.

N 14-06114-ГЕ/18 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18, Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена. Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА Приложение МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 мая 2018 г.

N Д23и-2745 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и в части своей компетенции сообщает.

N Д23и-2745 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и в части своей компетенции сообщает.

Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра, изложенную в обращении, относительно возможности перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, с учетом установленных требований, а также относительно осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые при таком перераспределении земельные участки. Директор Департамента недвижимости А.И.БУТОВЕЦКИЙ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПИСЬМО от 6 апреля 2018 г.

N 14-03636-ГЕ/18 В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения территориальных органов Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

Основания возникновения права собственности определены в , основания возникновения права собственности на земельные участки установлены также в (далее — ЗК). В силу пункта 1 статьи 3.3 «О введении в действие » (далее — Закон N 137-ФЗ): распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК.

Пункт 3 статьи 39.27 ЗК устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа. Учитывая изложенное, на наш взгляд, земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности). В рассматриваемом случае (когда один из образованных земельных участков остается в неразграниченной государственной собственности), принимая во внимание пункты 9, 10 части 5 «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в орган регистрации прав, на наш взгляд, должны быть одновременно представлены: заявление о постановке на государственный кадастровый учет образованных земельных участков (при этом в отношении земельного участка, который остается в неразграниченной государственной собственности, органом регистрации прав в соответствии частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что он образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Законом N 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком); заявление о государственной регистрации прав на земельный участок, на который возникает соответственно право федеральной собственности собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного , Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), просим сообщить о позиции Минэкономразвития России по комментируемому вопросу.

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

С кем согласовывать границу?

altazir сказал(а): Катерина сказал(а): в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности.

Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.Нажмите, чтобы раскрыть. Где так сказано? Давайте будем пограмотней читать закон. Итак статья 39 ч. 3 221-ФЗ: 3.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности Стоп!!

открываем ГК РФ: Статья 212. Субъекты права собственности 1.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. 4. Права всех собственников защищаются равным образом.

из этой и предыдущих статей(не буду хламить, если нужно глянете сами) явно видно, что термин «собственность» является собирательным и включает в себя и собственность граждан и юрлиц, и муниципальную с государственной собственностью. читаем дальше ст. 39 ч. 3 221-ФЗ: .(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); Все что находится в скобках — это ограничение при отсутствии которого следующие пункты 2 и 3 данной части просто утратили бы смысл, либо пришлось бы их уточнять как пункт 4.

читаем дальше ст. 39 ч. 3 221-ФЗ: .(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); Все что находится в скобках — это ограничение при отсутствии которого следующие пункты 2 и 3 данной части просто утратили бы смысл, либо пришлось бы их уточнять как пункт 4. Далее: 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); Опять в скобках ограничение, т.е если пользователь попадает в группу указанную в скобках согласование происходит не с ним, а с собственником.

Ну и последний пункт: 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В данном пункте в скобках уточняется, что с арендатором согласуется тогда и только тогда, когда участок в аренде сроком более 5 лет и собственник МО, Субъект или РФ, в иных случаях согласуем с собственником. Все. Вы как я понимаю ошибочно термин «собственность» ограничили до собственности граждан и юрлиц, исключив из понятия государственную и муниципальную собственность. Но при такой трактовке часть 3 ст.

39 вообще получается нелогичной. 2й вариант Вы прочли: «за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.», как «за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находятся в государственной или муниципальной собственности.» В этом случае нужно быть повнимательнейНажмите, чтобы раскрыть.

2й вариант Вы прочли:

«за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.»

, как «за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находятся в государственной или муниципальной собственности.» В этом случае нужно быть повнимательнейНажмите, чтобы раскрыть.

согласна, мы немного перемудрили.

но отказ остается незаконным.

Отказывать по письму незаконно, не указывая какую статью 221 или пункт 412 мы нарушили.

В нашем случае соседа просто нет, это земли, а не сформированный участок и по 221ФЗ пока он не станет участком -согласованию не подлежит. У нас если соседний участок межеванный ругаются в Росреестре местные, если мы опять его согласуем, тк говорят, что он уже согласован, когда межевался сосед. И получается, что если аренда менее 5 лет, но участок по любому межеванный сейчас и не согласуем.

Единственный случай согласования КУИ получается, если он отмежеван невернои получается накладка, мы вынуждены исправить кадастровую ощибку в определении поворотных точек и тогда должны согласовывать с КУИ. Но это редкая ситуация и мы только пару раз с этим сталкивались. А вот у нас такой еше вопрос.

Собственник соседнего участка умер давно, в наследство никто не вступил, мы брали справку в администрации об этом, что наследники не обьявились и подписывали у главы поселения, раньше все проходило, а теперь пошли отказы, что не согласована граница. Приходится давать обьявление в газету, зная заранее, что никто не обьявится, потому что некому.

бред какой то. Сейчас у всех такая ерунда творится?

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

10 ст.

3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям. Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности.

Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие. Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения. Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность.

Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности. В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Большинство земель в России находится в государственном владении.

Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными. Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ. Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Москва: 7 (499) 110-86-72.
  2. Санкт-Петербург: 7 (812) 245-61-57.
  1. Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  2. Неразграниченные земельные наделы.
  3. Федеральные земельные участки;
  4. Земли муниципалитетов;

Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  1. Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.
  2. Неразграниченные земли внутри поселений;
  3. Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  4. Сельскохозяйственные участки;

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель. Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п.

1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  1. Путём разграничения для дальнейшего использования.
  2. Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  3. Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти.

Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  1. Органы самоуправления поселений;
  2. Власти муниципальных округов.
  3. Городские власти;

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п.

15 ст. 3.4 ФЗ № 137). Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития. Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства. Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  1. Реализации программ регионального развития;
  2. Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  3. Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  4. Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  5. Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
  6. Развития территории и привлечение инвестиций;

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  • Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  • Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  • Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  • При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  • После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов. В тексте заявления следует указать:

  1. Кадастровый номер земельного надела;
  2. Цели и план использования участка.
  3. ФИО и должность заявителя;
  4. Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  5. Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  6. Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  1. Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.
  2. Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  3. План предоставления участков гражданам;
  4. Комплексный проект развития территории;
  5. План застройки территории;

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества. Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Вводного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Наличие указанной нормы позволяет исключить потенциальную возможность правовой неопределенности при перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель. На основании изложенного можно сделать вывод, что порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в свете принятия Закона N 171-ФЗ концептуально не изменился.

Нужно ли обязательное согласование границ зем.участка при межевании, если зем.участок граничит с землями гос.собственности

Такого письма не нашел, но есть другое Письмо Минэкономразвития России от 14.12.2012 N27701-ПК/Д23и «Об усилении контроля за деятельностью подведомственныхРосреестру государственных бюджетных учреждений: «При этом, учитываяположения статьи 3.1Федерального закона от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ „О введении в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации“, в случае если смежные земельныеучастки находятся в муниципальной собственности или в государственнойсобственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставленыгражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическимлицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) впостоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет,то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется сорганом местного самоуправления. Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимисяв государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками),то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местногосамоуправления в порядке, установленном Закономо кадастре, не проводится.» Из судебной практики нашел только это Решение Арбитражного суда Московскойобласти от 25.10.2012 по делу N А41-45419/11: «Если земельный участок граничит с землями, находящимися вгосударственной или муниципальной собственности (в том числе с землями,государственная собственность на которые не разграничена), то согласованиеместоположения в отношении соответствующей части границы или характерной точкиграницы в порядке, установленном Законом о кадастре, в частности статьей 39, непроводится (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N ОГ-Д23-1683). Письмом Роснедвижимости от 16.12.2008 N ВК/5375 „О земельныхучастках госсобственности“ сообщалось, что понятие „земельные участкигоссобственности“, т.е.

земельные участки, государственная собственностьна которые не разграничена и не закрепленные за конкретными лицами, ранеевведенное приказом Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301 для технологическихпроцедур ведения ГРЗ КР, рассматривается действующим законодательством (в томчисле ст. 11.2 „Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25 октября2001 годаN 136 — ФЗ), как земли, находящиеся в государственной илимуниципальной собственности. Перечисленные положения Закона о кадастре не содержат требований осогласовании местоположения границы земельного участка, смежной с землями,государственная собственность на которые не разграничена и не закрепленными законкретными лицами».

Так, что можно попытаться оспорить данное решение на основании того, что район согласует только с сформированными з.у.

т.е. поставленными на кадастровый учет, а с землями гос. соб. до разграничения данное согласование не требуется.

Т.е. надо руководствоваться именно законом где определено, что значит земельный участок, а не земли.

Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная

По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами.

Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время. В абзаце 4 присутствует еще одна категория земель.

В нее отнесены территории запаса.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+